ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ - Страница 3

По свидетельству Кирского епископа Феодорита, «из собравшихся первенствовали Григорий Великий, знаменитый, совершивший ради обитающей в нём благодати Духа всеми воспеваемые чудотворения, и Афинодор, брат его». Умер Григорий Чудотворец в царствование императора Аврелиана (между 270 и 275 гг.). Наименование «Чудотворец» утвердилось за ним с V в. До этого святитель именовался либо «Григорий Великий», либо просто «Григорий»; Евсевий Кесарийский добавляет «знаменитый», а Созомен – «выдающийся». Влияние Григория Чудотворца на религиозную жизнь понтийской страны засвидетельствовано Василием Великим, который сообщает, в частности, что неокесарийцы до второй половины IV в. «не прибавляли ни действия, ни слова, ни таинственного какого-либо знака сверх тех, какие он оставил». По его словам, место Григория Чудотворца – среди апостолов и пророков, ибо он «ходил в едином с ними Духе, во всё время жизни шествовал по стопам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни евангельской... подобно какому-то светозарному великому светилу озарял церковь Божью». В Константинополе, в церкви Св. Софии, Григорий Чудотворец почитался примерно с IX в. Новгородский архиепископ Антоний описывает виденный им во время паломничества (1200 г.) колонну Григория Чудотворца в Св. Софии, а также его икону. По его сообщению, колонна, обитая медью, была поставлена на месте явления Григория Чудотворца. Говорят, что верующие прикладывались к ней грудью, плечами и получали исцеление. На этом месте в день его памяти служил Константинопольский патриарх, и выносились мощи святого, очевидно, хранившиеся в храме Св. Софии. Колонна сохранилась, но в настоящее время она не связывается с его именем; её называют «плачущей колонной», поскольку, согласно преданию, на ней выступает влага, обладающая целительной силой. На Западе почитание Григория Чудотворца возникло в IV в. благодаря литературной традиции (в основном, из-за перевода Руфином Аквилейским «Церковной истории» Евсевия Кесарийского). Память святителя включена в Неаполитанский (мраморный) календарь, содержание которого восходит к VII в. Наибольшее почитание Григория Чудотворца на Западе отмечено в деревне Сталетти (Калабрия, Южная Италия), где в одном из василианских монастырей (см. Василиане) существовала посвящённая ему церковь (время её постройки точно не известно). В ней хранилась часть мощей святителя (когда и кем они были привезены, неизвестно). Мощи Григория Чудотворца первоначально находились в построенном им храме в Неокесарии, а позже появляются сведения о пребывании их в разных частях христианского мира. Так, правая рука и другие частицы мощей находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, а левая рука – в Большом Метеорском монастыре. В Греции частицы мощей Григория Чудотворца хранятся в монастыре великомученика Пантелеимона (Афон), в монастыре первомученика Стефана (Метеоры), в церкви св. Анастасии и в церкви великомученика Георгия (афинский р-н Неа-Иония), в монастыре Агиа-Лавра близ Калавриты, в монастыре равноапостольных Константина и Елены в Каламате, в монастыре Успения Пресвятой Богородицы в Кинурии (Пелопоннес), в монастыре Кехровунион (о-в Тинос), в монастыре апостола Иоанна Богослова (о-в Патмос). В Acta Sanctorum сообщается о перенесении главы Григория Чудотворца в 1587 г. в Лиссабон (возможно, из деревни Сталетти), где она и хранится в настоящее время в церкви Сан-Роке. Частицы его мощей есть также в лиссабонском храме св. Игнатия и в соборе апостола Петра в Риме. В Москве частицы мощей Григория Чудотворца находятся в храме Григория Неокесарийского на ул. Большая Полянка. Его пространное «Житие», написанное Григорием Нисским, переведено на славянский язык не позднее XII в., содержится в волоколамском комплекте Четьих Миней 1480 гг.; в Минеи Четьи Иоанна Милютина 1640 гг. входит «житие вкратце».

 



 
PR-CY.ru