ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (около 213 – около 270 гг.) – епископ Неокесарийский, святитель, святой (память 17 ноября). Согласно церковному писателю Иарониму Стридонскому (342 – 419/420 гг.), Григорий Чудотворец первоначально носил имя Феодор (перемена имени была связана, вероятно, с крещением). Иероним писал: «Феодор, который впоследствии назывался Григорием, епископ Неокесарии в Понте, в крайне раннем возрасте, по причине своих знаний в греческой и латинской литературе, пошёл из Каппадокии в Берит и оттуда в палестинскую Кесарию, сопровождаемый своим братом Афинодором». Церковный историк Евсевий Кесарийский (около 263 – 340 гг.), сообщая, что к философу и богослову Оригену (около 185 – около 254 гг.) в Кесарию Палестинскую стекалось много учеников не только из местных жителей, но и отовсюду, отмечает, что из них он знает как наиболее выдающихся Феодора, который тождественен со знаменитым среди современных Евсевию епископов Григорием Чудотворцем, и брата его Афинодора. Главными источниками для жизнеописания Григория Чудотворца служат его собственные творения, речь Григория Нисского (около 335 – около 394 гг.) и несколько намёков на него у Иеронима Стридонского, Василия Великого (около 330 – 379 гг.) и у церковных историков. Григорий Чудотворец происходил из знатной и богатой семьи. Мать хотела дать ему такое образование, какое получали дети благородного происхождения. Семейная обстановка, характер образования, планы относительно жизненной карьеры, язык произведений свидетельствуют о его принадлежности к потомкам греческих поселенцев в Неокесарии. Первоначальное воспитание Григория Чудотворца было языческим. В 14 лет он лишился отца. Закончив образование в школе грамматика, по желанию матери поступил в школу ритора, где не соглашался произносить о ком-либо похвальные речи, если это было несогласно с истиной. Под влиянием учителя латинского языка Григорий отказался от перехода из школы ритора в школу философа и занялся юриспруденцией. Для совершенствования образования он вместе с братом Афинодором отправился в город Берит (ныне Бейрут), где находилась крупнейшая юридическая школа на Востоке. Поводом к поездке послужило то, что муж сестры, назначенный советником к императорскому наместнику Палестины в Кесарию, хотел, чтобы за ним последовала его жена, взяв с собой обоих братьев. Прибыв в Кесарию Палестинскую, братья захотели послушать Оригена, который в то время основал здесь школу наподобие александрийской. Согласно церковному писателю Григорию Нисскому, в знакомстве Григория Чудотворца с Оригеном принимал участие Фирмилиан Кесарийский. Встреча с Оригеном определила его дальнейшую жизнь. Заметив дарования братьев, тот решил сделать их своими учениками и убедил их в пользе философии. По словам Григория Чудотворца, он «прежде всего, приложил всякое старание к тому, чтобы привязать нас к себе», и, в конце концов, сила убеждения и обаяние личности Оригена заставили Григория пренебречь всеми делами и науками. Он посвятил позже своему учителю «Благодарственное слово» («Панегирик»), в котором традиционные стилистические формы сочетаются с новой по духу автобиографической интимностью, парадность панегирика и задушевность исповеди, репрезентативные и доверительные интонации дополняют друг друга: «Подобно искре, попавшей в самую душу мою, возгорелась и воспламенилась моя любовь, как к священнейшему, достойнейшему любви самому Слову... так и к сему мужу, Его другу и проповеднику... Одно было для меня дорого и любезно – философия и руководитель в ней – этот божественный человек». Вначале Ориген, пользуясь сократическим методом, подготовил в Григории почву к восприятию доводов разума. Затем начал раскрывать ему различные части философии, прежде всего, логику и диалектику, заставляя исследовать внутреннюю сущность каждой вещи и подвергать критике внешние впечатления, отдельные выражения и обороты речи. Он сообщал также естественнонаучные сведения, в том числе из геометрии и астрономии.

 



 
PR-CY.ru