ГОНОРИЙ III - Страница 2

После настойчивых просьб Гонория III (в 1225 г., во время встречи папы и императора Фридриха II в г. Сан-Джермано) император вновь дал обещание организовать крестовый поход в Палестину до августа 1227 г., но так и не исполнил его при жизни Гонория III, что стало одной из причин отлучения императора от церкви, объявленного преемником Гонория III папой Григорием IX (1227–1241 гг.). В соответствии с решениями IV Латеранского собора о низложении феодалов, причастных к ереси альбигойцев, Гонорий III подтвердил права военного руководителя крестового похода против альбигойцев барона Симона де Монфора (1208–1265 гг.) на земли, принадлежавшие Раймонду VI Тулузскому (1156–1222 гг.). В 1226 г. Гонорий III убедил французского короля Людовика VIII (1223 –1226 гг.) начать новый крестовый поход против альбигойцев, борьба с которыми фактически прекратилась после гибели Симона де Монфора в 1218 г. В 1216–1217 гг. Гонорий III безуспешно пытался стать посредником в конфликте между Англией и Францией, поддерживая права на английский престол сына английского короля Иоанна Безземельного (1199–1216 гг.) – Генриха III (1216–1272 гг.). В конце 1226 г. папа выступил на стороне регентши Франции Бланки Кастильской после её отказа от претензий возвести на английский трон её сына короля Людовика IX Святого (1226–1270 гг.). Гонорий III также стремился нормализовать отношения между различными городами в Италии, сумев добиться прекращения распрей между Пизой и Генуей (1217 г.), Миланом и Кремоной (1218 г.), Болоньей и Пистоей (1219 г.). В 1224 г. он направил послание «к христианам Руссии», одной из целей которого было, по всей вероятности, привлечь русских князей к союзу с Ливонским орденом для совместной борьбы против литовских язычников (в 1227 г. в послании «к королям Руссии» Гонорий III призвал их «отказаться от заблуждений» и принять католичество). Большое значение для католической церкви имела последовательная поддержка им нищенствующих монашеских орденов. Папа завершил наметившееся при Иннокентии III признание церковью апостольской жизни и деятельности, утвердив уставы доминиканцев (булла «Religiosam vitam» от 22 декабря 1216 г.), францисканцев (булла «Solet annuere» от 29 ноября 1223 г.) и кармелитов (булла «Ut vivendi normam» от 30 января 1226 г.), чем немало содействовал окончательной победе над ересью и усилению папства. Важным для католической церкви было также регулирование деятельности первых университетов: в ноябре 1219 г. Гонорий III издал конституцию «Super speculam», запрещавшую изучение гражданского права в Париже и закрывавшую там правовые школы, что способствовало формированию в Париже богословского центра, а гражданского и канонического права – в Болонье. Наиболее значительные с точки зрения канонического права декреталии, выпущенные при Гонории III, были собраны в «Пятой компиляции» («Сompilatio quinta») – первом официальном своде декретального права, получившем папскую санкцию. «Пятая компиляция» была обнародована Гонорием III буллой «Novae causarum» от 2 мая 1226 г., адресованной архидиакону болонского собора канонисту Танкреду. Папа приказывал обеспечить ознакомление Болонского университета с новым сборником и его использование в преподавании («Пятой компиляции» придавалось значение источника права). Гонорий III составил жизнеописания пап Григория VII («Sancti Gregorii VII vita») и Целестина III, а также сборники проповедей и литургических правил и описания различных обрядов («Ordo romanus de consuetudinis et observantiis»). Погребён в базилике Санта-Мария Маджоре при алтаре Рождества Христова. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru