ГОНОРИЙ I

ГОНОРИЙ I – папа Римский с 27 октября 625 г. по 12 октября 638 г. Сведений о его жизни до избрания папой не сохранилось. Согласно Liber pontificalis, родился в Кампании, сын римского консула Петрония. При нём были проведены крупные хозяйственные работы в Риме: восстановлено несколько древних храмов, зал заседаний римского сената перестроен в церковь мученика Адриана, построены церкви св. Кириака и св. Лукии на Остийской дороге и церковь св. Северина, отремонтирован акведук императора Траяна (98–117 гг.). Гонорий I стремился продолжить политику Григория I Великого (590–604 гг.) и укрепить его приобретения в Англии и Италии. Особое внимание он уделял нравственному состоянию духовенства в византийских владениях. В 626 г. Гонорий I вызывал на суд в Рим епископа Сиракуз Петра, уличённого в связях с блудницами, Никопольского митрополита Ипатия и митрополита Сотерика, заподозренного в содействии убийству своего предшественника Бонифация V (619–625 гг.). Он старался обратить лангобардов в католицизм и добился некоторого улучшения положения католической церкви в их государстве. Стремясь искоренить арианство среди лангобардов, Гонорий I поддерживал лангобардского короля Адальвальда (Адалольда), смещённого арианским королём Ариольдом (Ариовальдом), и безуспешно обращался с просьбой о поддержке Адальвальда к экзарху Равенны Исаакию. Противодействуя так называемой аквилейской схизме (см. Аквилея), при помощи византийского императора Ираклия I (610–641 гг.) Гонорий I добился удаления пребывавшего в схизме Аквилейского патриарха Фортуната и избрания на его место своего кандидата, епископа Примогения. Заботясь о распространении христианства в Англии, Гонорий I направил поздравительное послание принявшему в 627 г. крещение королю Нортумбрии Эдвину, а крестившего его Павлина в 634 г. назначил архиепископом Йоркским. По его указу для проповеди христианства среди западных саксов в Уэссекс был послан Бирин (ум. в 648/650 г.), основавший епископство в Дорчестере (635 г.). Одновременно благодаря увещаниям папы ирландские епископы на Соборе в Ма-Лене (Олд-Лилин) приняли решение отказаться от кельтской традиции исчисления Пасхи, и к 633 г. в Южной Ирландии распространилась римская пасхалия. В 633 г. представитель Гонория I диакон Турнин участвовал в работе IV Толедского собора (см. Толедские соборы), однако в конце 30 гг. между Гонорием I и испанскими епископами произошёл конфликт. На Толедском соборе 638 г. епископ г. Цезаравгусты (современная Сарагоса, Испания) и церковный писатель Браулио (около 590 – около 651 гг.) выступил с возражениями против присланных папой обвинений испанских епископов в мягкости по отношению к иудеям, формально принявшим христианство, но продолжавшим соблюдать иудейские обычаи. В эпитафии за заслуги перед Римом Гонорий I назван «предводителем (вождём) народа» («dux plebis»). В церкви св. Агнессы в Риме сохранился его мозаичный портрет, выполненный, вероятно, при жизни Гонория I. Он принял участие в христологических спорах, после того как в 634 г. Константинопольский патриарх Сергий I (610–638 гг.) направил ему послание, в котором убеждал в преимуществах учения о моноэнергизме как возможной основе для примирения православных (диофизитов) и монофизитов в Византийской империи. Гонорий I ответил, что не стоит спорить по вопросам, которые не рассматривались Соборами, но в то же время употребил формулу «единая воля Господа». Он устранил последовавшую за «Трёхглавым эдиктом» схизму в Истрии и Венеции и укрепил там влияние папства, но Шестой Вселенский собор (681 г.) анафематствовал Гонория I (уже после его смерти), признав изложенное им в посланиях к патриарху Сергию I учение не соответствующим православной вере. Это анафематствование было подтверждено папой Римским Львом II (682–683 гг.) и его преемниками и вызвало долгие споры среди защитников папской непогрешимости (признавалось в Риме до XI в., что является важнейшим аргументом против католического догмата о папской непогрешимости). Даже католические исследователи (епископ К.Й. фон Гефеле, А. Рукгабер) признавали наличие в посланиях Гонория ошибочных христологических суждений. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru