Словарь по христианству Г ГЕНТСКИЙ СОБОР

ГЕНТСКИЙ СОБОР

ГЕНТСКИЙ СОБОР св. Бавона – один из самых старых в Бельгии. Своё названием он носит по имени местного землевладельца, который в VII в. был причислен к лику святых за то, что раздал все свои владения бедным и посвятил жизнь служению церкви. Судя по всему, св. Бавон был весьма почитаем жителями Гента, т.к. церкви в его честь возводились с каждым разом всё больше и красивее. Современное грандиозное здание выполнено в готическом стиле. Некогда на этом месте стояла маленькая деревянная церквушка, возведённая в 942 г. В середине XII в. над ней и криптой выстроили романскую церковь, посвящённую первоначально св. Иоанну. Каждая эпоха добавляла что-то к главной святыне города: башня с острыми жёсткими гранями и высокими округлыми окнами выстроена по проекту Яна Стассинса в стиле брабантской готики, капеллы – типичнейшие создания пламенеющей готики. А в целом, как и большинство знаменитых соборов Средневековья, это сооружение – одновременно запутанное и простое, со своим неповторимым, хмурым и спокойным ликом, со сложными ритмами разных веков, подчинённых едва уловимой общей мелодии. Цвет его камней будто впитал оттенки дымчатого неба, тёмных каналов, пыли и копоти текстильных мануфактур. Но исследовать собор Бавона, опираясь только на законы хронологии, переходя из капеллы в капеллу, явно недостаточно. Немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (1471–1528 гг.), назвавший Гент «прекрасным и удивительным городом», написал в своём дневнике: «Я видел картину Яна, это драгоценнейшая и превосходнейшая картина, и особенно хороша Ева, Мария и Бог-Отец». Речь шла, разумеется, о Гентском алтаре – главной достопримечательности Гентского собора. Он принадлежит кисти братьев ван Эйков Губерта (1370–1426 гг.) и Яна (1390–1441 гг.). В его написании они использовали новые составы масляных красок. Помимо своей художественной ценности Гентский алтарь знаменит ещё тем, что завоеватели, проходящие через эти земли, не раз пытались его уничтожить. Австрийский император даже приказал «одеть» изображённых нагими Адама и Еву. Сегодня оригинал хранится под стеклом, а на всеобщее обозрение выставлена лишь копия. Гентский алтарь в истории искусства – одно из уникальных явлений, удивительный феномен творческого гения, в котором сочетаются абсолютная завершённость замысла с возможностью дальнейшего плодотворного развития его идей. Художник впервые показал жителям города своё произведение – алтарь «Поклонение агнцу» в церкви св. Иоанна 6 мая 1432 г., и с тех пор он является целью многих паломников и путешественников. Алтарь не утратил до наших дней ни сверкающего очарования своих красок, ни огромного духовного значения. Исследователи утверждают, что на протяжении пяти веков он был источником вдохновения для живописцев, что все поколения художников этой страны в той или иной мере черпали и развивали из него свои идеи. Появление этого алтаря было воспринято современниками ван Эйков, скорее всего, как непостижимое чудо. Братья-художники сделали то, чем обделила природа их родину: кипением красок, стремлением к многоцветию. В Гентском алтаре есть всё: наивная праздничность и схоластическое мудрствование, изысканные колористические откровения и дерзкие контрасты оттенков, микроскопическая филигрань деталей и ощущение космического величия, жёсткая точность рисунка и едва уловимые, как у позднего Тициана (1488/1490–1576 гг.), итальянского живописца эпохи Возрождения, призраки теней. Здесь всё смешалось: подробный, неторопливый рассказ с тысячью трогательных, пленительных деталей, таинственная недосказанность характеров, грозная сила скрытых страстей, чистое восхищение простыми радостями бытия, удивлённое открытие природы. С какой страстью надо было влюбиться в мир, с каким ужасом ощутить конечность собственной судьбы и непрочность всего, что окружает людей, чтобы с такой силой остановить течение жизни на деревянных створках алтаря! Нидерландские мастера открыли Европе не только секреты масляной живописи. В их картинах была огромная душевная напряжённость, уверенность в неповторимости каждого человека – его лица, характера, судьбы. Ян ван Эйк сумел увидеть и оценить расцвет страны, чем-то напоминающий Флоренцию эпохи Лоренцо Великолепного (1449–1492 гг.). Французская рыцарственность, фламандское богатство, экзотические образы Португалии – всё это вдохновляло его кисть, всё это соединилось в Гентском алтаре.

 



 
PR-CY.ru