ГОЛУБЕЦ, голбец

ГОЛУБЕЦ, голбец – крест с кровлеобразным покрытием; надгробие, напоминающее по форме дом. В научной литературе, как и в обиходе, не существует однозначного понятия голбеца как креста или надгробия; объединяющей характеристикой такого рода сооружений и знаков является их форма – мотив дома. Термин «голубец» применим к намогильным столбикам, как правило, с кровлеобразным покрытием, имеющим на передней грани иконку и/или крест; к крестам с покрытием в виде кровли, иногда также несущим на себе киот с образком, с лампадой, со свечой в средокрестии; к небольшим моделям дома (избушка, часовня), помещаемым на столбике («столбце»); к намогильным сооружениям в виде избушки, которая в христианскую эпоху приобрела свойства часовни благодаря наличию икон в интерьере и креста на коньке, а также молитвенно-поминальной функции; к деревянным пристройкам к печам в избах, имеющих лаз в подпол. Материалом для голбецов-столбцов и крестов-голбецов служило, как правило, дерево, хотя Илья Александрович Шляпкин и Александр Андреевич Спицын упоминают и о каменных голбецах. По мнению большинства исследователей, эволюция голбеца происходила от языческого обычая устанавливать надгробие в форме дома на могиле усопшего (в отношении подобных сооружений чаще применяют термины «домовина», «гробница»). В дальнейшем сооружения интерьерного типа заменила условная модель избушки на столбце, к XV–XVI вв. от неё остался лишь главный признак дома – двухскатная кровля (и/или киот в форме дома), что имело символический смысл убежища для души умершего. Такая форма отмечается не только в восточнославянской, но и в иных погребальных культурах, что гипотетически позволяет исследователям искать корни этого явления, по крайней мере, в праславянской и даже индоевропейской культурной общности. И.А. Шляпкин считал, что подобие голубца (производимого им от слова «глубина») можно увидеть в древних саркофагах, имевших иногда двухскатное завершение. По мнению этого автора, слово «голубец» в научной речи встречается не раньше XIX в., хотя первое летописное упоминание отмечено им в XIII в. Происхождение же столбца исследователи связывают с языческими антропоморфными идолами, а также с описанным в «Повести временных лет…» обычаем хоронить прах умерших после сожжения в урнах на столбах, что было характерно для племён радимичей, вятичей, кривичей, северян в дохристианской и раннехристианской Руси. Таким образом, голубец перешёл из языческой эпохи в христианскую и приобрёл черты, свойственные новому мировоззрению. В то же время Владимир Иванович Даль отмечал факт церковного запрета на голубцы как на явление языческого порядка. По мнению исследователей, этим объясняется наибольшее распространение голубцов в отдалённых районах России, в поморской и старообрядческой среде. Несмотря на запреты, голубец прочно вошёл в православную культуру в виде креста с двухскатным покрытием из двух досок, объединяющим три верхних конца, или в виде более сложных сооружений, имеющих развитую кровлю с охлупнем, причелинами и помещённым в средокрестии объмным киотом. Знак такого рода не вызывает языческих ассоциаций, поскольку воспринимается как миниатюрная часовня. Голубцы условно подразделяют на намогильные и придорожные, которые могут быть одновременно намогильными. Придорожное расположение голубцов исторически может быть выведено из отмеченной Альбертом Кашфулловичем Байбуриным связи представлений о дороге и нечистой силе у древних славян, что говорит об охранительной функции креста-голубца и придорожной часовни. В XVIII–XIX вв. помимо голубцов, относящихся к погребальной культуре, отмечены поклонные, обетные, приметные (на Севере). В настоящее время наибольшее количество крестов-голубцов встречается на старообрядческих кладбищах.

 
PR-CY.ru