ГЕВОНДИАНЕ

ГЕВОНДИАНЕ – группа мучеников-церковнослужителей V в., причисленных Армянской церковью к лику святых. Активные участники освободительной Варданитской войны (450–451 гг.) армянского народа против персидского владычества. После Аварайрской битвы (451 г.) в начале 452 г. закованные в цепи церковнослужители вместе с 37 нахарарами-князьями были угнаны в столицу Персии Ктесифон. По обвинению в борьбе против зороастризма и разрушении капищ (атрушанов) они были сосланы сначала в Гирканию (на севере Ирана), где пробыли в заключении два года, а затем в страну Апар (Хорасан), в город Нишапур. В 454 г. за отказ отречься от христианской веры были преданы мученической смерти девять гевондиан. Иосиф (Овсеп), армянский католикос (с 444 г.), вдохновитель и предводитель религиозного движения, ученик и сподвижник Месропа Маштоца. Саак, епископ провинции Рштуник, по мнению исследователей, также один из учеников Маштоца (прекрасно владел персидским языком и во время судилища переводил допросы судей и ответы своих сподвижников). Татик, епископ Басена, ученик Маштоца, участник Арташатского Собора 449 г., отвергшего требование шаханшаха Йездигерда II о принятии армянами зороастризма. Гевонд (Леонтий), иерей из Вананда, старший по возрасту среди мучеников, один из первых учеников Саака Партева; во время Аварайрской битвы проповедями вдохновлял армянское войско, а на суде был главным свидетелем, защитником веры Христовой (именно по его имени вся группа мучеников названа гевондианами). Муше (Мушег) из Ахбака, придворный иерей нахарарства Арцруни. Аршен, иерей из Багреванда. Самуэл, иерей из села Арац. Абраам, диакон из того же села, вместе с Самуэлом участвовал в разрушении капища в городе Арташате. Каджадж, диакон епископа Саака Рштуникского. Иерей Самуэл и диакон Абраам после мучений были обезглавлены «в стране Апар, в области Вардкет», 7 июля 454 г., епископ Татик – в Хужастане (Хузестане), остальные шесть мучеников – недалеко от города Нишапура 25 июля 454 г. Непосредственное отношение к гевондианам имеют исповедники иереи Абраам Зенакаци (Авраам Зенакский) и Хорен, добровольно последовавшие за нахарарами и гевондианами в ссылку и взявшие на себя заботу о них. В 454 г. после мученической смерти гевондиан за отказ принять зороастризм по приказу Йездигерда II им отрезали уши и сослали в Сирию. Долгие годы, служа при дворе, они одновременно собирали милостыню у христиан и ежегодно везли в страну Апар помощь ссыльным нахарарам, которые получили свободу только в 463–464 гг. В 461 г. иерей Хорен скончался в ссылке, а Абраам Зенакаци вернулся на родину и стал епископом провинции Бзнуник. Его перу принадлежит перевод сочинения «Мученики Востока» – одного из первых сочинений этого жанра на армянском языке. Армянская церковь отмечает память гевондиан во вторник, предшествующий масленице; в Прологе, изданном в Константинополе в 1730 г., их память указана 31 августа, а в Прологе Пестималджяна (Константинополь, 1843 г.) – 2 августа. В армянском Гимнарии «Шаракноц» им посвящён кондак «Неизречённое Слово Господь» Ованнеса Саркавага Имастасера.

 
PR-CY.ru