ГУСЕВ Николай Владимирович

ГУСЕВ Николай Владимирович (1926–1997 гг.) – театральный художник, график, копиист средневековых стенописей, исследователь древнерусской живописи. Член Союза художников с 1970 г. В 1950 г. окончил Московское областное художественное училище имени 1905 года по специальности театральный художник; его наставниками были Моисей Тевелвич Хазанов (живопись) и Михаил Семёнович Перуцкий (графика). До 1953 г. был художником-постановщиком в первом Драматическом театре Группы советских войск в Германии (Потсдам, ГДР); в 1953–1956 гг. – художником-исполнителем в Московском музыкальном театре имени Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Интерес к древнерусской монументальной живописи возник у Н.В. Гусева под влиянием художника Валерия Павловича Радченко, знатока русской культуры. В 1955 г. выполненные Н.В. Гусевым копии фресок Ферапонтова монастыря были приобретены Центральным музеем имени Андрея Рублёва (в дальнейшем постоянным заказчиком художника). Копирование настенной живописи монастыря продолжилось по инициативе отделов древнерусского искусства Третьяковской галереи и Русского музея, Музея фресок Дионисия (Кирилло-Белозерский музей-заповедник). С 1956 г. Н.В. Гусев выполнял копии росписи преподобных Даниила иконника и Андрея Рублёва в Успенском соборе во Владимире. Среди других работ – копии фресок Феофана Грека в Спасо-Преображенском соборе на Ильине ул., росписей церкви великомученика Феодора Стратилата на Ручью и церкви Рождества Христова на Красном поле (все по заказу Новгородского государственного объединённого музея-заповедника), церкви Рождества Богородицы Святогорского монастыря и церкви Успения в Мелётове (по заказу Псковского историко-архитектурного музея), а также поступившего в Кирилло-Белозерский музей-заповедник фрагмента росписи Атени Сиони (Грузия) с изображением Николая Мирликийского. В работе Н.В. Гусев следовал сложившейся практике копирования: после изучения подлинника, особенностей живописных приёмов, выявления полустёртых, угасших деталей и надписей с помощью снятой с подлинника кальки обеспечивались документальность изображения и размер оригинала, после завершения копирования живописи механическим способом наносились утраты красочного слоя и грунта. Пример такой реконструкции – копия фресок Успенского собора во Владимире «Земля и Море отдают мёртвых» из композиции «Страшный Суд» (собрание Центрального музея имени Андрея Рублёва). Н.В. Гусев исполнял копии казеиново-масляной темперой, вначале по загрунтованной бумаге, позже по пенопласту, с воспроизведением объёмных архитектурных форм подлинника. Будучи одним из ведущих специалистов в области изучения монументальной живописи, Н.В. Гусев изложил свой метод в ряде докладов и публикаций.

 
PR-CY.ru