ГИЙОМ из Нанжи, Вильям из Нанжи

ГИЙОМ из Нанжи, Вильям из Нанжи (около 1250 – 1300 гг.) – французский историк и хронист XIII в., монах-бенедиктинец, автор «Всемирной хроники» (лат. «Chronicon universale») от сотворения мира до 1300 г., а также жизнеописаний французских королей. Место рождения традиционно увязывалось с городом Нанси в Лотарингии, однако исследователи считают весьма вероятным и то, что он имел дворянские корни и мог быть выходцем из рода Нанжи, имевшего родовой замок в городе Нанжи (современный департамент Сена и Марна, регион Иль-де-Франс). В 1280 гг. был монахом в аббатстве Сен-Дени. Около 1285 г. был назначен библиотекарем и архивариусом аббатства с должностью «хранителя хартий» (лат. «custos cartarum»), которую занимал вплоть до своей смерти. Исследователи полагают, что был близок к королевскому двору. Умер не раньше 22 июля 1300 г., по другим данным, после 1303 г. По своей должности имел свободный доступ к латинским рукописям, которые послужили источниками для «Больших французских хроник» (или «Хроник Сен-Дени»), составлявшиеся в аббатстве начиная с XI в. и до 1285 г. Гийом де Нанжи составил «Всемирную хронику» (лат. «Chronicon universale», фр. «Chronique»), излагающую события с сотворения мира до 1300 г. Исследователи отмечают, что за период до 1112 г. сведения неоригинальными, извлечёнными преимущественно из всемирной хроники монаха-бенедиктинца Сигиберта из Жамблу, охватывающей события с 381 по 1111 гг. Начиная с 1112 г. Гийом де Нанжи излагает оригинальный материал, порой не встречающийся исследователями в других источниках. Хроника была популярной у современников, использовалась Жано де Жуанвилем в его сочинении «Книга благочестивых речений и добрых деяний короля Людовика Святого» (около 1309 г.), и продолжена несколькими продолжателями, в том числе с 1340 по 1368 гг. приором Парижского монастыря кармелитов Жаном де Венетом. Исследователям известны другие труды Гийома де Нанжи: «Деяния Людовика VIII, короля Франции» (лат. «Gesta Ludovici VIII, Francorum regis»), «Жизнь Святого Людовика короля Франции» (лат. «Vita Sancti Ludovici regis Franciae», 1270–1285), частично основанная на трудах исповедника короля Жоффруа де Больё; «Деяния Людовика IX» (лат. «Gesta Ludovici IX»), включающие ряд важных документов, в частности, датированное 1247 г. послание армянского военачальника Смбата Спарапета королю Кипра Генриху I; «Деяния Филиппа III Смелого» (лат. «Gesta Philippi III, sive Audacis», 1285–1287 гг.), представляющие, по мнению исследователей, ценность как написанные свидетелем событий, а также «Краткая хроника королей Франции» (лат. «Chronicon abbreviatum regum Francorum», 1293 г.), содержащая заимствованное у теолога Пьера де Пуатье генеалогическое древо Капетингов, предназначавшаяся для паломников к королевским гробницам в Сен-Дени и в 1297 г. переведённая на французский язык (фр. «Chronique abrégéé»). Жизнеописания королей Гийома де Нанжи, которые он традиционно посвятил правившему в 1285–1314 гг. королю Филиппу IV Красивому, исследователи считают важными источниками, которые целиком входят в латинский свод «Больших французских хроник». Хроника Гийома де Нанжи с 1113 по 1300 гг., с продолжением до 1368 г., была подготовлена к изданию Эркюлем Жеро в Париже в 1843 г. для «Французского исторического общества» (фр. «Société de l’Histoire de France»). Практически все остальные труды Гийома де Нанжи выпущены в 20 томе продолжателями собрания Мартина Буке (фр. «Martin Bouquet’S Recueil des historiens des Gaules et de la France», Paris, 1738–1876 гг.). Французский перевод хроники Гийома де Нанжи вышел в 1825 г. в собрании Франсуа Гизо (фр. «Collection des mémoires relatifs à l’histoire de France», Paris, 1823–1835 гг.).

 
PR-CY.ru