ГУЛЬБИЩЕ

ГУЛЬБИЩЕ – в русской храмовой и гражданской архитектуре открытая терраса, устроенная вокруг здания или его части обычно на столбах или аркадах на уровне второго, иногда первого этажа или яруса. В русском домонгольском зодчестве гульбища исследователям неизвестны. Исследователи полагают, что на рубеже XV–XVI вв. появились двухъярусные галереи-гульбища с аркадами по наружной стене. Московская традиция возведения храмов на подклетах в XVI в. «подразумевала и устройство дополнительных сооружений, обеспечивающих доступ в храмовое помещение и выполняющих часто при этом функциональную роль церковной паперти, а иногда и притвора» – деревянных и каменных крылец и гульбищ. Одним из первых памятников с первоначально открытым гульбищем исследователи называют церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.): гульбище, на которое ведут три лестницы с западной, северной и южной сторон, расположено на окружающих подклет аркадах и охватывает здание по всему периметру, в том числе с восточной алтарной стороны, повторяя план постройки; парапет, украшенный ширинками, огораживал гульбище. При исследовании церкви священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве (первая половина XVI в.), бесстолпной постройки на подклете, были также открыты фрагменты гульбища, окружавшего храм с севера, запада и юга. Затем гульбища на несколько десятилетий исчезли из русского зодчества; условия местного климата требовали сооружения крытых галерей, более функциональных, часто двухъярусных, окружавших храмы на подклетах. Вновь гульбища появились в XVII в. сначала в светском, затем в храмовом строительстве. Так, Теремной дворец Московского Кремля (1635–1636 гг., зодчие Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков, под руководством Антина Константинова) – многоэтажная ярусная постройка с верхним этажом-теремом, стоящим на плоской кровле нижнего под ним яруса – гульбище, имеющего парапет с квадратными ширинками. Гульбища стали распространённым решением для храмов в эпоху нарышкинского барокко, особенно в Москве и её окрестностях. В этот период «гульбища, опоясывающие храм, служили не столько связи с окружением, сколько выделению самоценно-пластических качеств здания, поднимая его ввысь, подобно памятнику на пьедестале». В конце XVII – начале XVIII вв. гульбища использовались в композиции всех типов храмов: бесстолпных с трапезными; четырёхстолпных; типа восьмерик на четверике с центрическим или включённым в продольную композицию планом. В большинстве случаев гульбища окружали здания, стоящие на подклетах на уровне второго яруса, реже – на уровне первого этажа; располагались обычно со всех сторон, в том числе и с востока, иногда с трёх или с двух сторон.

 



 
PR-CY.ru