ГРИМЛАК, Гримлаик

ГРИМЛАК, Гримлаик (рубеж IX и X вв.) – западный церковный писатель, автор монашеского устава для затворников, известного под названием «Regula Solitariorum» («Иноческое правило»). О личности самого Гримлака достоверных сведений у исследователей нет. Традиционно он отождествляется с одноимённым пресвитером, о котором упоминает Флодоард Реймсский в «Истории Реймсской Церкви» в связи с просьбой короля западных франков Карла III Простоватого, обращённой к архиепископу Фулькону Реймсскому, предоставить пресвитеру Гримлаку епископскую кафедру. В свою очередь, устав адресован также некоему пресвитеру Гримлаку, поэтому исследователям неясно, кого из них упоминает Флодоард – автора «Иноческого правила» или его адресата. Знакомство автора устава с правилом для каноников Амалара Симфозия, имевшим ограниченное территориальное распространение, а также приводимый в тексте устава пример св.  Арнульфа, епископа Мецского, указывают на то, что Гримлак подвизался либо в Мецском епископстве, либо в Лотарингии. Наряду с цитатами из Библии в уставе Гримлака присутствуют выдержки из посланий Иеронима Стридонского, творений папы Римского Григория I Великого (Двоеслова) «Жизни отцов пустынников», сочинения Померания «О созерцательной жизни», известное Гримлаку как произведение, приписываемое Просперу Аквитанскому, а также из Устава Венедикта Нурсийского, влияние которого сказывается, главным образом, в области теоретических, а не практических предписаний. Гримлак тщательно указывает все источники, которыми пользовался в тексте правила или на полях. Автор «Иноческого правила» выделяет два типа иноков-отшельников (solitarii): пустынники (анахореты, еремиты) и киновиты; под последними он подразумевает не бенедиктинских общежительных монахов, а затворников, которые ведут уединённый образ жизни в монастырях. Хотя устав Гримлака адресован и тем и другим отшельникам, автор уделяет больше внимания описанию жизни монастырских затворников. Согласно правилу Гримлака, к затворничеству, которое автор рассматривает как самую возвышенную и совершенную форму монашеского подвига, следует приступать только после длительного испытания в общежитии. Обретя опыт борьбы со страстями, помыслами и дьявольскими искушениями, монах может удалиться в затвор или пустынь, где, будучи лишён братского утешения, он сможет рассчитывать лишь на Божественную благодать и свои силы. Но и отшельник, даже тот, кто достиг определённых высот в созерцательной жизни, не обладает ещё абсолютным совершенством и лишь стремится к нему, наслаждаясь видением небесных благ, но самих благ, как и всей полноты совершенства, монах достигнет только после смерти. Согласно Гримлаку, отшельники, отвергшие всё, в том числе и самих себя, ради Христа, не будут судимы при конце света, но будут оправданы без суда. Поэтому, если мирянам и киновитам достаточно исполнять заповеди Божьи, то отшельник, стремящийся к совершенству, должен не только их исполнить, но и превзойти. Затворничество, согласно правилу Гримлака, было строгим и связано с требованием сурового умерщвления плоти.

 



 
PR-CY.ru