ГЛИНСКАЯ «РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» ИКОНА - Страница 2

Связь истории обители с почитанием Глинской иконы нашла отражение в особых днях её празднования, уставного субботнего чтения акафиста Благовещению в первую и пятую недели Великого поста, а также в совершении крестных ходов (в расположенный на месте первого явления иконы Ближний скит и на источник) на Преполовение (1 августа, 9 сентября) и по частным просьбам. С иконой ежегодно устраивались утверждённые Синодом многодневные крестные ходы в город Глухов (с 19 июля по 2 августа) в честь исцеления от эпидемии холеры в 1848 г., в село Шалыгине Путивльского уезда в связи с избавлением в 1856 и 1857 гг. от саранчи. Последнее сообщение об иконе относится к 1922 г., когда после закрытия обители образ унесли члены церковного совета села Шалыгина. Существует мнение, что святыня и сейчас находится в этом селе и перед открытием Глинской пустыни появится на своём месте. Об изображении исследователи судят по литографическому воспроизведению в изданиях XIX в. и по описанию. Размер Глинской иконы – 20х16,7 см. Иконография не раз поновленной Глинской иконы, по мнению исследователей, сохраняет черты древнего образа. Традиционный извод иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» соединяет текст апокрифического Протоевангелия Иакова с прообразовательными символами: скинию завета символизирует трёхпролётная арка, на её фоне представлена фигура праведной Анны на высоком ложе, а в проёмах изображены жена, несущая дары, и праведный Иоаким; подле ложа праведной Анны – стол, прообразующий жертвенник, в правом нижнем углу, оформленном в виде картуша, рядом с женой с младенцем Марией на руках – купель, напоминающая об обновлении и очищении человеческого рода. В 1861 г. взамен серебряной позолоченной ризы, известной по описи с 1764 г., икона получила золотую, украшенную бриллиантами, топазами и сапфирами ризу и была вставлена в медный позолоченный киот в виде прямоугольной рамки, который, в свою очередь, помещён в киот округлой формы чеканной работы (1868 г.). Согласно литографии, на круглом серебряном киоте, окаймлённом старопечатным орнаментом в виде ракушек, вплетённых в гирлянды из листьев аканфа, помещено самостоятельное изображение: на облаках ангелы, предстоящие чудотворному образу, поддерживают святыню, над которой в окружении херувимов благословляющий Господь Саваоф и Святой Дух. Все фигуры изображены в реалистичной манере с использованием светотеневой моделировки и перспективного сокращения. Художественное решение изображения на киоте исполнено в стиле украинского барокко и академической живописи.



 
PR-CY.ru