ГВИБЕРТ НОЖАНСКИЙ

ГВИБЕРТ НОЖАНСКИЙ (1053 или 1055 – около 1125 гг.) – монах-бенедиктинец, средневековый писатель. Происходил из знатного рода. Его мать, женщина благочестивая и строгая, отличавшаяся религиозным рвением, ещё при рождении определила сына на церковное служение, растила его отдельно от сверстников. В 12 лет Гвиберт Ножанский был отдан в монастырь Сен-Жерме-де-Фли (епископство Бове), где получил образование и духовное воспитание под руководством Ансельма Бекского. В 1104 г. был избран настоятелем аббатства Девы Марии в Ножане (епископство Лан). Уделял достаточно времени занятиям литературой и историей, поездкам и встречам с влиятельными духовными и политическими деятелями (в том числе с папой Римским Пасхалием II). По заданию своего наставника Ансельма Бекского изучал сочинение папы римского Григория I Великого (Двоеслова) «Моральное толкование на книгу Иова» («Moralia in Job») и написал пространный комментарий на книгу Бытия («Moralia Geneseos»). В небольшом предисловии Гвиберт Ножанский изложил правила построения проповеди («Quo ordine sermo fieri debeat»). Согласно традиции, различал четыре уровня смыслообразования при толковании Священного Писания, делая акцент на аллегорическом и моральном толкованиях. Среди сочинений Гвиберта Ножанского есть комментарии на Иеремию и малых пророков (кроме книг Аггея и Малахии), трактаты «De virginitate» («О девстве»), «De laude S. Mariae» («О похвале Деве Марии»). В ходе полемики о таинстве евхаристии выступил против учения Беренгария Турского, написав «Epistola de buccella Judae data et de veritate dominici Corporis» («Послание о куске пищи для Иуды и об истинности Тела Господня»). По просьбе духовенства Суасона между 1104 и 1121 гг. Гвиберт Ножанский написал трактат «De incarnatione contra Iudeos» («О Боговоплощении против иудеев»). В трактате сочетается критика иудаизма с помощью библейских цитат (для этого в Средние века существовали специальные сборники цитат – testimonia) с попытками рационального осмысления проблемы взаимоотношения религий. Даже на фоне расцвета религиозной нетерпимости в Европе в эпоху первых Крестовых походов Гвиберт Ножанский отличался почти маниакальной ненавистью к иудеям, что, тем не менее, не мешало ему присутствовать на диспутах с представителями этой религии и участвовать в богословских спорах. Полемический трактат Гвиберта Ножанского, как и большинство сочинений жанра «contra Judae» («против иудеев»), часто написанных в форме диалога, хотя и не передавал реальных дискуссий (ответы оппонентов также сочинялись), в целом отразил непримиримость религиозных настроений западно-христианского общества.

 



 
PR-CY.ru