ГЕРЕМАР

ГЕРЕМАР (около 615 – 660 гг.) – основатель и первый аббат монастыря Флавиак (современный Сен-Жерме-де-Фли, Франция), преподобный (память в Западной церкви 24 сентября, перенесение мощей – 20 мая). Житие Геремара сохранилось в нескольких версиях, самая ранняя из них (первая половина IX в.) составлена анонимным каноником из Флавиака. Вторая версия XI в. легла в основу ряда средневековых сокращённых редакций Жития, самые известные из которых – XII в. (приписывается Гвиберту Ножанскому) и XIII в. авторства Винцента из Бове. Существует также написанная монахом Сен-Жерме-де-Фли история перенесения мощей Геремара и чудес, связанных с этим. Согласно источникам, Геремар родился в начале VII в. в поместье Варандра близ города Белловак (современный Бове). Отец и мать, Ригоберт и Аги, принадлежали к франкской знати. В юности Геремар был приглашён ко двору франкского короля Дагоберта (629–639 гг.), где исполнял должность советника или даже главы королевского совета (praefecit eum consiliis suis), а также познакомился с королевским референдарием Дадоном, ставшим впоследствии архиепископом Ротомага (современный Руан) с именем Авдуен (причислен к лику святых). Через три года пребывания при дворе женился на св. Домании, также происходившей из знатной франксой фамилии; от брака с ней Геремар имел двух дочерей и сына св. Амальберта. После того как одна из дочерей умерла, а другая стала монахиней, Геремар также решил отречься от мира. Основал на собственные средства (видимо, в одном из своих имений) монастырь Инсула (современный Сен-Пьер-о-Буа), во главе которого поставил аббата Архария. Однако забота о малолетнем сыне, видимо, вынудила Геремара на время отложить намерение стать монахом. После того как Хлодвиг II (638–657 гг.) приблизил Амальберта к себе, Геремар удалился от двора (649/650 г.), принял монашеский постриг в Ротомаге от Авдуена, который назначил его настоятелем монастыря Пенталь (современный Сен-Сансон-сюр-Риль). Однако из-за конфликта с братией, недовольной строгостью нового аббата, Геремар был вынужден уйти и поселился в пещере на берегу реки Секваны (современная Сена). Впоследствии был рукоположён святителем Авдуеном во пресвитера, и вокруг него собралась небольшая монашеская община. Позднее Геремар по совету Авдуена решил основать новый монастырь. Место постройки обители было указано Геремару чудесным образом – в виде сошедшего с неба облака. Около 655 г. Геремар с помощью подчинённой ему общины на собственные средства начал возведение нового монастыря. Геремар мирно скончался спустя три года после окончания постройки и был погребён в монастырской церкви. К концу VIII в. аббатство Флавиак пришло в упадок. В 807 г. император Карл Великий передал его под управление аббата Фонтанеллы (современный Сен-Вандрий-де-Фонтенель) Ансегизу, который восстановил монастырские постройки. В 851 г. монастырь был разрушен норманнами. Флодоард в «Истории Реймсской Церкви» упоминает, что король западных франков Карл Лысый передал Флавиак, чьё имущество было присвоено неким светским лицом, Реймсскому архиепископу Гинкмару, который продолжал его восстановление. В 863 г. передача аббатства Одону, епископу Бове, была утверждена буллой папы Николая I. В 906 г. норманны вновь напали на Флавиак, перед их приближением братия, взяв мощи Геремара, бежала в Бове, где они пребывали до 1132 г. Монастырь был восстановлен около 1030 г. епископом Бове Дрогоном, после чего монахи стали добиваться возвращения сюда мощей Геремара, что привело к конфликтам с жителями и епископом Бове. Лишь в 1132 г. епископ Пётр уступил частицы мощей святого аббату Одону. Основная часть мощей осталась в Бове, в 1479 г. они были переложены в новую раку, но были уничтожены во время Французской революции 1789–1794 гг. Святые Домания и Амальберт также имеют местное почитание в Бове.

 
PR-CY.ru