ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ, Геральд из Орийака

ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ, Геральд из Орийака (около 855 – 909 гг.) – граф Аврилакский, основатель аббатства св. Петра (впоследствии переименованное во имя Геральда Аврилакского – Сен-Жеро) в Орийаке, святой (память в Западной церкви 13 октября). По преданию, его род восходил к двум почитаемым меровингским святым – святителю Кесарию, епископу Арелатскому, и преподобному Аредию, аббату Аттанскому. Получив образование, обычное для знатного мирянина, Геральд Аврилакский во время длительной болезни приобщился к книжной учёности. Однако после смерти родителей юноша, склонный к монашеской жизни, отказался от выгодного брака с сестрой герцога Аквитанского и вступил во владение землёй, принадлежавшей родителям. Геральд Аврилакский во всех действиях руководствовался христианским милосердием. Так, заседая в суде, он велел приговорённым к смерти разбойникам привезти материал для постройки виселиц, тем самым предоставив им возможность скрыться; застигнув вора ночью в собственной спальне, Геральд Аврилакский отпустил его (он неоднократно отпускал на свободу побеждённых врагов). Будучи сподвижником Гийома Благочестивого, герцога Аквитанского, Геральд Аврилакский принимал участие в политической жизни Южной Галлии на рубеже IX–X вв., участвовал в военных кампаниях Гийома Благочестивого, но отказался присягнуть ему и остался королевским вассалом; таким образом, в условиях борьбы за власть между потомками Каролингов и избранным знатью королём Одоном Геральд Аврилакский, по мнению исследователей, оставался верен старой династии. Взял под свою защиту Эбля Манцера, сына скоропостижно умершего при неизвестных обстоятельствах графа Пуатье Рамнульфа II. В зрелые годы Геральд Аврилакский тайно принял постриг и совершил несколько паломничеств в Рим. Около 895 г. основал аббатство св. Петра, напрямую подчинённое папе Римскому (в этом аббатстве Геральд Аврилакский был похоронен). Почитание Геральда Аврилакского стало распространяться сразу после его смерти. Аббатом Одоном (впоследствии аббат Клюни), подтвердившим почитание популярного в народе святого, было создано Житие, в котором агиограф представил Геральда Аврилакского в образе монаха в миру, ведущего целомудренную и благочестивую жизнь. В тексте Одона отразились как черты зарождавшегося раннеклюнийского идеала святости, так и черты «зерцал» (поучений) для знатного мирянина. В эпоху междоусобиц, грабежей и самоуправств Геральд Аврилакский был образцом «доброго сеньора», разумно управлявшего подвластными ему жителями, щедро помогавшего, милостиво осуждавшего их за провинности, а, если нужно, то и защищавшего их с оружием в руках. Для определения моральных обязанностей «могущественного мужа» (знатного и богатого графа) перед слабыми и беззащитными биограф святого прибегает к образу «запряжённого единорога» (Иов 39, 10), который направляет свою силу на борьбу с притеснителями бедных. Одон сообщает и о своеобразном способе Геральда Аврилакского сражаться с врагами, направив на противника не острие меча, а рукоять, что позволяло ему и его дружине побеждать без кровопролития. Геральд Аврилакский широко почитается в Центральной (современные департаменты Канталь, Пюи-де-Дом, Аверон, Тарн, Дордонь, Верхняя Вьенна, Шер) и в Южной Франции (современные департаменты Эр, Гар, Од, Жер, Ардеш). Здесь исследователям известны многочисленные церкви во имя святого, можно проследить топонимы, связанные с именем Геральда Аврилакского. С ростом клюнийского влияния почитание святого распространилось в Гаскони. На юго-востоке оно прослеживается на территориях, через которые Геральд Аврилакский совершал паломничества в Рим (современные департаменты Рона, Изер, Дром, Савойя). В Оверни, Лимузене и Руэрге получило распространение почитание мощей и статуй-дарохранительниц святого.

 
PR-CY.ru