«ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ»

«ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ» (лат. «Formula consensus Helvetica») – вероисповедный документ, принятый швейцарскими реформатами в 1675 г. для защиты строгого кальвинизма от либеральных учений профессоров Академии в Сомюре (Франция). Реформатская церковь Франции на 23-м Национальном синоде (Алес, 1620 г.) приняла решения Дортского (Дордрехтского) синода (1618–1619 гг.), так называемые Дортские каноны (1619 г.), защищавшие строгий кальвинизм и осуждавшие арминианство, в качестве вероучительного стандарта для церкви наряду с собственным вероисповедным документом – «Галликанским исповеданием» (1559 г.). Все проповедники и старейшины подписали каноны и принесли торжественную клятву – защищать их «до последнего дыхания». Однако Академия в Сомюре, созданная в 1604 г. герцогом-протестантом Филиппом Дюплесси-Морне, стала центром развития либерального реформатского богословия. Наибольшую известность получили работы профессоров Моиз Амиро, Л. Каппеля и Ж. де ла Пласа. Л. Каппель был одним из первых библеистов XVII в., сделавших тексты еврейских писаний предметом специального исследования. Он создал теорию «вербального вдохновения», в которой утверждал, что богодухновенность Ветхого Завета не зависит от того или иного прочтения гласных, т.к. гласные не имеют отношения ни к морали, ни к вере. Ж. де ла Плас отвергал непосредственное вменение греха (вменение всем потомкам Адама его греха как их собственного) как несправедливое. С точки зрения Ж. де ла Пласа, такое понимание греха делает всех потомков Адама ответственными за его непослушание, как если бы и они были непосредственными участниками (in actu) грехопадения прародителей. Он пропагандировал теорию так называемого опосредованного вменения, признававшую наследственную греховность, идущую от Адама; только она вменяется в вину и подлежит осуждению. Национальный синод Реформатской церкви Франции в Шарантоне (1645 г.) отверг теорию Ж. де ла Пласа (не упоминая его имени) как искажающую природу первородного греха и сводящую его лишь к наследственной испорченности Адамова потомства. Наиболее широкую известность Академии в Сомюре принесло учение М. Амиро, так называемый амиральдизм. Продолжая развивать богословие заветов, М. Амиро вместо обычной двухчастной схемы (завет закона и завет Благодати) создал собственную – трёхчастную. Завет природы, заключённый Богом с Адамом, предусматривал подчинение Божественному закону, раскрытому в природном порядке; завет закона между Богом и Израилем сфокусирован на соблюдении закона Моисеева; завет Благодати установлен между Богом и всем человечеством, его основным условием является вера в завершенность и достаточность работы Христа для искупления.

 



 
PR-CY.ru