ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

Источником существования московского женского монастыря великомученика Георгия Победоносца были земли, а также ссудный капитал, полученный в виде денежных вкладов, который, в свою очередь, отдавался в долг под проценты, о чём свидетельствуют размеры заёмных обязательств князей Фёдора и Ивана Борисовичей и духовная княгини Аксинии Ромодановской. В конце XVII – начале XVIII в. московский женский монастырь великомученика Георгия Победоносца владел 173 дворами, в 1744 г. за монастырём числилось 757 крестьян. В XVI–XVIII вв. в московском женском монастыре великомученика Георгия Победоносца были похоронены представители московских дворянских фамилий Вельяминовых, Клешненых, Кокоревых, князей Мещерских, Милюковых, Голицыных, Шаховских, Троекуровых, Ромодановских и т.д., в их числе – князь Фёдор Юрьевич Ромодановский, граф Михаил Гаврилович Головкин, учитель Петра I Никита Моисеевич Зотов. Со второй половины XVII в. в московском женском монастыре великомученика Георгия Победоносца велось каменное строительство. Рядом с Георгиевской церковью по благословению Московского  патриарха Иоакима на средства боярина Родиона Матвеевича Стрешнева был возведён пятиглавый храм в честь Казанской иконы Божьей Матери с приделами во имя св. Алексия, человека Божия (антиминс выдан 29 октября 1703 г.), и великомученицы Екатерины (упразднён в 1779 г.). Это был прямоугольный в плане, вытянутый с севера на юг пятиглавый двухсветный четверик с сильно выступающими тремя полукружиями апсид; с запада примыкала трапезная. Четырёхскатную кровлю венчало необычное пятиглавие: луковичные главки на барабанах стояли на массивных квадратных в плане постаментах, которые завершались кокошниками; основание центральной главы располагалось выше остальных. Храм был декорирован одиночными и сдвоенными колонками на фасадах, сложным раскрепованным карнизом, фигурными наличниками окон с треугольными фронтонами, аркатурными поясками на барабанах глав. В 1700–1701 гг. по благословению митрополита Стефана (Яворского) на месте разобранной одноглавой Георгиевской церкви был выстроен одноимённый собор в стиле нарышкинского барокко: квадратный в плане бесстолпный пятиглавый двухсветный четверик, с алтарём в виде трёх полукружий, с примыкающими к нему с запада обширной трапезной, перекрытой коробовым сводом, и трёхъярусной колокольней с шатровым завершением. Храм был декорирован пучками колонок по углам здания, фризом из нескольких рядов сухариков, валиков, зубчиков, круглыми окошками над фризом, фигурными колонками и пышными фронтонами в обрамлении окон четверика и трапезной. В последней трети XVIII в. Георгиевский собор был расписан масляными красками. Трапезная служила усыпальницей: до 1812 г. в ней стояли каменные надгробия, уничтоженные при возобновлении храма после пожара. В 1735–1738 гг. на северных воротах монастыря была возведена и в 1739 г. освящена церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя.

 



 
PR-CY.ru