ГЛОЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ - Страница 2

Так, Черепишское Евангелие, принадлежавшее Врачанской епархии (ныне в Археологическом музее в Софии), является богато иллюминованной волынской рукописью раннего XVI в., не позднее середины того же столетия попавшей в Центральную Болгарию и оказавшей влияние на художественное оформление местных книг. Реально историю Гложенского мужского  монастыря исследователи прослеживают с 1610 гг. В 1618/1619 (7127) г. Койо Грамматик переписал «в монастир, глаголем Киево», в «храм святаго Георгия» Триодь Постную при игумене Гаврииле. Среди книг (только печатные – московские и киевские), икон и церковной утвари к началу XX в. здесь не было ничего старше 1760 гг., первые записи в синодике датированы 1784 г. XVIII веком датируется и ряд монастырских построек. Древнейший документ, хранившийся в Гложенском мужском монастыре, – договор ктиторов-чорбаджиев из окрестных сёл о защите интересов обители, составленный 9 марта 1755 г. Исследователи полагают, что незадолго до этого времени монастырь был возобновлён после длительного и полного запустения. Вкладчиками Гложенского мужского монастыря в конце XVIII – XIX вв. были жители городов Враца, Плевен, Ловеч, Этрополе и близлежащих сёл. На средства ктиторов-чорбаджиев был расписан, украшен иконами и снабжён церковной утварью храм. В конце XVIII – начале XIX вв. Гложенский мужской  монастырь стал культурным центром края, в селе Малык-Извор, при подворье монастыря, в тот период действовала школа, позднее была открыта школа при подворье монастыря в Ловече, первая в городе. В 1858 г. были построены сохранившиеся ныне братские корпуса, впоследствии несколько раз перестраивавшиеся. С 1864 г. настоятелем монастыря был хаджи Евфимий Симеонов из Сопота, который часто укрывал в обители видного болгарского революционного деятеля Васила Левского, в сохранившейся келье которого сейчас располагается музей. Гложенский мужской  монастырь сильно пострадал от землетрясений 1904 и 1913 гг. В 1915 г. храм окончательно обрушился. Он представлял собой однонефную и одноапсидную каменную церковь без купола (5,1х4,3 м), к которой позднее из-за условий рельефа почти под углом 45° к основному объёму был пристроен притвор (6х3,7 м). Её украшали фрески с греческими надписями, в алтаре было два слоя живописи. На южной стене притвора находился групповой портрет тетевенских ктиторов-чорбаджиев Пею, Владу, Стачул, Петко. По облачениям персонажей исследователи относят портрет к первой половине XIX в. П.С. Мутафчиев датировал несохранившуюся церковь XV–XVI вв., в литературе иногда, следуя легенде, её относят к XIII в. Помимо собора и братских корпусов в Гложенском мужском  монастыре была так называемая кула (башня) – трапециевидная в плане постройка в юго-западном углу монастырского двора высотой около 4,5–5 м, перекрытая цилиндрическим сводом. Её первоначальное назначение исследователям непонятно, в начале ХХ в. использовалась как склад продовольствия. Сохранился туннель, который вёл из монастыря наружу. В ризнице находилось три ковчежца с мощами: деревянный, по мнению исследователей, иерусалимской работы (с мощами апостола Иакова, брата Господня, великомучеников Георгия и Пантелеимона), серебряный 1848 г. и сребропозлащённый 1824 г. (с мощами великомученика Георгия). Наиболее подробное церковно-археологическое описание Гложенского мужского монастыря по состоянию на первую треть ХХ в. составил П.С. Мутафчиев. В 1931 г. была построена новая церковь. В 2005 г. в монастыре проживало два насельника.



 
PR-CY.ru