ГУРИЛЁВ (Гурылёв) Лев Степанович

ГУРИЛЁВ (Гурылёв) Лев Степанович (1770–1844 гг.) – русский композитор, пианист, дирижёр. Отец композитора Александра Львовича Гурилёва, автора романсов. Родился в семье крепостного крестьянина, принадлежавшего графу Владимиру Григорьевичу Орлову (младшему из братьев Орловых, участвовавших в возведении на престол императрицы Екатерины II). Почти всю жизнь Л.С. Гурилёв провёл в подмосковном имении В.Г. Орлова Семёновское-Отрада на реке Лопасня, но, по мнению исследователей, иногда жил в Москве в графском доме, бывал в усадьбе Усолье на Волге. Руководил крепостной капеллой графа. В его обязанности входило сочинение духовной и светской музыки, разучивание произведений с хористами и оркестрантами, обучение музыкантов игре на инструментах, руководство редкими спектаклями усадебного крепостного театра и устройство домашних концертов, которые «граф слушал из соседней гостиной». Исследователи полагают, что Л.С. Гурилёв регентовал в усадебной церкви Николая Чудотворца, но не исключают проведение им богослужений и в церквах окрестных сёл Ивановское, Талеж и Щеглятьево. Сведения, что Л.С. Гурилёв учился композиции у итальянского композитора Джузеппе Сарти, исследователи документального подтверждения не находят. В 1831 г., после смерти графа, композитор получил вольную и был приписан к мещанскому сословию. Благодаря Л.С. Гурилёву хоровая капелла графа В.Г. Орлова считалась одной из лучших, её сравнивали со знаменитым шереметевским хором. Во время Великого поста для исполнения одной из ораторий Дж. Сарти (как полагают исследователи, «Тебе, Бога, хвалим») на сцене московского Петровского театра 1 февраля 1791 г. устроители объединили несколько хоровых капелл, и в концерте участвовали «певцы, певицы и музыканты их сиятельств графа Владимира Григорьевича Орлова, графа Николая Петровича Шереметева, князя Петра Михайловича Волконского, его превосходительства Гаврилы Ильича Бибикова…, число музыкантов (было) более двухсот». Регентами хоров были Л.С. Гурилёв, Степан Аникиевич Дегтярёв (крепостной Н.П. Шереметева), Даниил Никитич Кашин (крепостной генерала Гавриила Ильича Бибикова). Музыкальное наследие Л.С. Гурилёва хорошо изучено в сфере фортепианной музыки. Он создал свыше 20 вариаций на темы народных песен, 24 прелюдии и фуги, сонату, полонезы (например, Польский с хором в честь императора Александра I по случаю покорения Финляндии «Вся Европа трепетала, ужас царства всё разил» на слова Василия Михайловича Колосова). Кроме двух кантат («Песнь любезному отцу, любезными детьми петая в Отраде», 1785 г., «Прославим день сей вожделенный», 1794 г.) Л.С. Гурилёву принадлежат также «Обедня» на четыре голоса, духовные концерты для одного и двух хоров «Господи, кто обитает», «Доколе, Господи, забудеши мя», «Имже образом желает», «Радуйтеся, праведнии, о Господе», «Услыши, Боже, глас мой, вонми», «Гласом моим ко Господу воззвах», а также одночастные песнопения «Ангел вопияше», «Да исправится молитва моя», «Достойно есть», «Отче наш». Из этого списка сохранились лишь два последних концерта, две Херувимские песни и «Милость мира», остальные сочинения утеряны. По мнению исследователей, лучшее представление о таланте композитора и о его хоровом стиле даёт двуххорный концерт «На божественней страже», относящийся к середине 1790 гг. (музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки). Исследователи отмечают, что это сочинение отличается лирическим тоном, соединённым с масштабностью эпического повествования. Первая часть представляет собой диалог двух антифонных хоров, в основе лежит сдержанный и архаичный напев; после интермедийной средней части звучание того же самого напева возобновляется в финале и приводит к кульминации – семиголосному канону «Яко всесилен».

 
PR-CY.ru