ГРИГОРИЙ из САНОКА

ГРИГОРИЙ из САНОКА, Гжегож из Са́нока (около 1406 – 1477 гг.) – католический архиепископ Львова, польский гуманист и политический деятель. Происходил из шляхетской семьи. В 12 лет из-за сурового отношения к нему отца убежал из дома и десять лет странствовал по Польше и Германии, зарабатывая переписыванием рукописей, пением и музицированием. В 1428 г. записался в Ягеллонский университет в Кракове, в 1433 г. получил степень бакалавра на отделении свободных искусств. В 1433–1437 гг. был воспитателем сыновей краковского воеводы Яна Тарновского, тогда же начал заниматься литературной деятельностью. В 1437 г., после рукоположения во пресвитера, переехал в Рим и два года выполнял обязанности музыканта и копииста в канцелярии папы Римского Евгения IV. Во время путешествий по Италии был во Флоренции, Ферраре и Болонье, где познакомился с итальянскими гуманистами и стал их приверженцем. Вернувшись на родину, Григорий из Санока привёз с собой купленные им в Италии или скопированные в европейских библиотеках книги, в том числе сочинение Джованни Боккаччо «О генеалогии языческих богов». В 1439 г. получил в Ягеллонском университете степень магистра искусств за издание «Буколик» Вергилия, снабжённых его комментариями. С 1440 г. служил на приходе в Величке близ Кракова. В качестве капеллана короля Владислава III и нотария королевской канцелярии принял участие в венгерском (1440 г.) и варненском (1444 г.) походах против турок. В 1444–1450 гг. жил в Венгрии при дворе регента, трансильванского воеводы Яноша Хуньяди, в качестве воспитателя его сыновей, затем при дворе архиепископа Яноша Витеза в Вараде (современный Орадя, Румыния) получил должность каноника кафедрального капитула. В это время сблизился с кружком гуманистов из Болоньи (Пьетро Верджерио, Ф. Подакатарох, Мартин из Журавицы). Возвратившись в Речь Посполитую, 17 марта 1451 г. по желанию короля Казимира III Великого был назначен архиепископом Львова и 4 августа того же года рукоположён в Кракове. Григорий из Санока проявил себя как талантливый администратор, покровитель наук и искусств. Основанное им близ Львова местечко Дунаев, в котором была устроена архиепископская резиденция, стало одним из первых в Речи Посполитой центров гуманизма, где часто останавливались учёные и писатели, образовавшие при архиепископе кружок гуманистов. С 1470 г. в Дунаеве проживал Филиппо Буонакорси, по прозвищу Каллимах, вынужденный бежать из Рима из-за пантеистических взглядов, там же обрёл пристанище другой европейский гуманист, венецианец Марино Кондульмеро. Исследователи отмечают, что составленное Каллимахом жизнеописание Григория из Санока («Vita et mores Gregorii Sanocei», 1476 г.) представляет его как воплощение гуманистического идеала человека. Этот почти единственный источник сведений о мировоззрении Григория из Санока содержит, по мнению исследователей, много ошибок и фальсификации некоторых фактов. Согласно Каллимаху, Григорий из Санока был эклектик, сочетавший эпикуреизм и стоицизм; выступал против аристотелевской схоластики и объяснения природных явлений на основании теологической концепции целесообразности. Рассматривая религию как важное средство для укрепления королевской власти и общественного порядка, Григорий из Санока в то же время указывал на иррациональный характер религиозных истин, отвергал аллегорическое толкование Священного Писания, подвергал критике христианский аскетизм и выступал за освобождение естественных наук, особенно медицины, от влияния теологии. По политическим взглядам Григорий из Санока был сторонником сильной королевской власти, однако допускал право народа на неподчинение несправедливым законам и правителям, критиковал современное ему судопроизводство, защищал экономические и политические интересы горожан, выступал против широких привилегий магнатов. Исследователям известно, что Григорий из Санока был автором комедий, напоминавших сочинения Плавта, исторических произведений (в том числе о короле Владиславе, 1431 г.), элегий, эпитафий, полемических стихотворений и эпиграмм. Сохранилось только одно стихотворение-эпитафия на смерть короля Владислава и королевы Софии «Epitaphium regis Vladislai», а также отрывок из полемической поэмы (1474 г.), написанной в ответ на антипольский пасквиль епископа Габриеля из Эрлан.

 
PR-CY.ru