ГОТСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 3

Исследователи не сомневаются, что после прихода к власти императора Льва V, восстановившего иконоборчество в Константинополе, епископ и паства Готии остались иконопочитателями. В Житии поборника иконопочитания Стефана Нового (816 г.) Готия названа среди областей, в которых после Собора 754 г. Стефан Новый советовал монахам искать убежища. Многие исследователи используют эти свидетельства для доказательства массовой эмиграции монахов-иконопочитателей в Готию во второй период иконоборчества. Но, как показала М.-Ф. Озепи, текст Жития Стефана Нового в данном случае вряд ли может быть использован как надёжный источник. В схолии к нотиции времени патриарха Никифора (806–815 гг.) среди принадлежавших патриархии областей упомянуты северные Климаты, как некоторые византийские авторы называли Готию. Во второй половине IX в. Византия вернула себе Горный Крым. В списках X–XII вв. Готская епархия названа в числе подчинённых Константинополю епархий: в нотиции императора Льва VI Мудрого (901–907 гг.) Готская епархия помещена под №44, в нотиции под условным названием «Nova tactica» эпохи императора Константина VII Багрянородного (913–959 гг.) – под №46, в нотиции времени императора Иоанна Цимисхия (969–976 гг.) архиепископ Готии упомянут на 45-м месте, в нотициях периода императора Алексея I Комнина, составленных после 1084 г. и около 1096 г., – на 34-м, в нотиции Нила Доксопатра 1142/1143 г. – на 28-м, в нотиции 1189 г. – на 29-м. В нотиции Нила Доксопатра об автокефальных епархиях (в том числе и о Готской) сказано, что они «подчиняются Константинопольскому престолу и не подчиняются никакому митрополиту и не имеют в подчинении епископские области». В нотиции конца XII в. центром Готской епархии назван Кадрос, в этом названии А.А. Васильев видит искажённый топоним «Дорос». Архиепископы Готии участвовали в Константинопольских Соборах 1066, 1067, 1140, 1143, 1144, 1147 (Константин), 1166 (в марте Иоанн, в мае Константин (вероятно, другой)) и 1170 гг. В 1238 и 1242 гг. первые набеги на Готию совершили татары, разорявшие приходы епархии. После восстановления в 1261 г. императором Михаилом VIII Палеологом разгромленной крестоносцами Византийской империи Константинопольский патриархат проводил политику укрепления своих крымских епархий. По свидетельству императора Андроника II Палеолога в конце XIII в. все эти епархии были возведены в ранг митрополий. В 1292 г. митрополит Софроний присутствовал на Соборе в Константинополе. В 1317 г. Константинопольскому патриарху Иоанну XIII Глике пришлось вмешаться в тяжбу между митрополитами Готии и Сугдеи (современный Судак) по поводу присоединения к Готии нескольких приходов Сугдейской митрополии. В последней четверти XIV в. у митрополита Готии возникали и другие споры с Сугдейским и Херсонским митрополитами о принадлежности различных приходов. Довольно подробно исследователям известна деятельность митрополита Готии Петра, который в 1347 г. подписал Паламитский томос, в августе одобрил снятие противников Константинопольского патриарха Исидора Вухира с должностей, а в сентябре участвовал в заседании Собора в Константинополе.

 



 
PR-CY.ru