ГОТСКАЯ ЕПАРХИЯ

ГОТСКАЯ ЕПАРХИЯ – церковно-административная единица на территории Крымского полуострова, входившая в VIII–XIX вв. в состав Константинопольского патриархата. Готская епархия располагалась в Готии (так византийцы в VIII в. стали называть захваченную хазарами «страну Дори», область, населённую аланами и готами). Историк VI в. Прокопий Кесарийский помещал её в Горном Крыму, что подтверждается материалами археологических раскопок, свидетельствующих о расположении Готии на территории от Алушты до Балаклавы. Правитель области в византийских источниках назывался «господином Готии» или «правителем народа таврических Климатов», но эти должности отсутствовали в официальной табели о рангах. Ко времени образования Готской епархии столицей Готии был город Дорос (его руины исследователи обнаружили на горе Мангуп в Юго-Западном Крыму). О времени возникновения Готской епархии исследователи высказывали противоречивые суждения. В списках епархий Константинопольского патриархата, которые впервые были издал Карл Готхард де Боор как «Парижскую нотицию 1555a», под №37 Готская епархия упомянута в ранге митрополии и отмечена в географической схолии. Списки издатель отнёс ко времени немного раньше седьмого Вселенского собора 787 г., однако предположил, что сведения о крымских епархиях отражают ситуацию, сложившуюся на полуострове в VI в., в годы правления императора Юстиниана I Великого. Юлиан Андреевич Кулаковский, Александр Александрович Васильев и другие датировали возникновение Готской епархии второй половиной VIII в. Жан Даррузес считал упомянутую нотицию К.Г. де Боора компиляцией, а не официальным списком и отнёс её к IX в. По мнению исследователей, Готская епархия, скорее всего, была основана между 692 и 753 гг. Судя по подписи участвовавшего в Трулльском соборе епископа Херсона Георгия (епископ Херсона Дорантского), в 692 г. приходы области Дори ещё принадлежали Херсонской епархии. Однако в появившемся между 815 и 842 гг. Житии Иоанна Готского говорится об участии в иконоборческом Соборе 754 г. не названного по имени епископа Готии, который подписал решение об отмене иконопочитания и был возведён в сан митрополита Ираклии Фракийской. Как сказано в Житии, прихожане контролируемой хазарами Готии не пожелали признавать решения Собора и в 755 г. избрали епископом Иоанна. После возвращения из трёхлетней поездки в Святую землю святитель Иоанн по настоянию прихожан отправился в Грузию, чтобы в 758 или 760 г. получить рукоположение во епископа от православного католикоса Грузии. На своей родине в Партените Иоанн основал для сторонников иконопочитания монастырь св. апостолов Петра и Павла, снабдив его богослужебными книгами. После смерти в 780 г. императора Льва IV Хазарина в Константинополе преобладало благосклонное отношение к сторонникам иконопочитания. Императрица Ирина разрешила Иоанну посетить столицу, где он встречался с патриархом Павлом IV (780–784 гг.). В подписях участников первого и третьего заседаний Собора фигурирует подпись монаха Кирилла, наместника епископа Готии Никиты. Решение четвёртого заседания о почитании икон монах Кирилл подписал за епископа Готии Иоанна. По мнению А.А. Васильева, упоминание в актах двух епископов отражает существовавшую в Готии ситуацию, описанную в Житии святителя Иоанна.

 



 
PR-CY.ru