ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ - Страница 10

Наконец, еретики, сохранившие основы церковного строя и не повредившие Символа веры, а только усвоившие отдельные догматические заблуждения (несториане и монофизиты), а также раскольники, отделившиеся от церкви по дисциплинарным вопросам (например, донатисты), принимались по третьему чину – через покаяние (с отречением от заблуждений, если речь шла о еретиках). Обоснование практики трёх чиноприёмов дано в правиле 1 Василия Великого. Внутренняя логика этого текста обусловлена «тремя факторами, не так уж легко согласуемыми между собою: богословскими соображениями, обычаями древних и икономией, то есть заботой о благе душ и Церкви», что нередко приводило к различным его интерпретациям. Однако в итоге Василий Великий вполне последователен: обычаи древних и икономия играют в его рассуждениях вспомогательную роль и подчинены богословским принципам. Окончательная оценка тем или иным отделившимся от церкви сообществам даётся в соответствии с их догматическим и экклезиологическим статусом, т.е. в основе распределения этих сообществ по трём чинам лежит степень отчуждённости их от православной церкви. Основываясь на таком подходе и при этом ссылаясь на авторитет древних отцов, Василий Великий разделяет отделившихся от церкви на три категории – ересь, раскол и самочинное сборище, – каждая из которых подпадает под соответствующий чин присоединения: через крещение, миропомазание и покаяние. Исследователи подчёркивают, что нужно учитывать, что терминология, используемая Василием Великим для обозначения различных категорий отделившихся сообществ, отличается от более поздней: «ересью» он именует сообщества, которые в современном словоупотреблении точнее было бы назвать псевдохристианскими сектами; «самочинное сборище» соответствует современному понятию «раскол». В начале второго тыс. в связи с отделением западного христианства проблема сакраментальных границ церкви стала вновь актуальной. В XI в., пока ещё сохранялась инерция былого единства, вопрос о присоединении католиков к православной церкви, по мнению исследователей, не поднимался. Но уже в XII–XIII вв. в связи с Крестовыми походами и особенно по причине захвата крестоносцами Константинополя и установления на византийской территории латинского государства этот вопрос встал очень остро. Долгое время единого решения на этот счёт не было. Одни полагали, что приём латинян должен совершаться через отречение от свойственных Западной церкви заблуждений и покаяние, другие – через миропомазание, были и те, которые настаивали на необходимости их крещения. Константинопольский собор 1484 г. урегулировал разногласия, постановив принимать католиков через миропомазание. В период Реформации этот способ приема стал распространяться и на протестантов. Однако в середине XVIII в. отношение Греческой церкви к инославию резко меняется. Константинопольский собор 1755–1756 гг. под председательством патриарха Кирилла V принимает постановление, отрицающее действительность крещения всех без различия еретиков и предписывающее принимать их как «неосвящённых и некрещённых». Хотя католики и протестанты в тексте этого постановления прямо не называются, однако именно с этого времени в Греческой церкви в употребление вошла практика их перекрещивания. Позднее на основании данного постановления греческий канонический сборник «Пидалион» объявляет латинское крещение безблагодатным: «Латинское крещение ложно называется этим именем, оно не есть вовсе крещение, а лишь простое мытьё… А посему мы не говорим, что перекрещиваем латинян, а крестим их».

 



 
PR-CY.ru