ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ - Страница 9

Первым из известных источников о четырёх чинах кающихся говорит правило 11 (12) Григория Неокесарийского: «Плач бывает вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стояв внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными». Позднее положение о четырёх чинах и сроках пребывания в них было отражено в правилах 4, 6, 9 Анкирского собора в правилах 11, 12, 13 первого Вселенского собора и наиболее полно в дисциплинарных правилах Василия Великого (правила 22, 75, 81, 82, 83). Представление о том, в каком отношении отпавшие находятся к церкви, присутствует и в канонических правилах, касающихся приёма в церковь приходящих из ереси или раскола. Восточная церковь избежала здесь тех крайностей, которые возникали при решении этого вопроса на христианском Западе. С одной стороны, отцы Вселенских соборов фактически не разделяли практические выводы Киприана Карфагенского, полностью отождествлявшего канонические и сакраментальные границы и полагавшего, что вне формально выраженного церковного единства действие благодати немедленно иссякает. С другой стороны, они были далеки и от априорного признания благодатности крещения еретиков, лишь бы оно было совершено в соответствии с церковным установлением, как считали папа Стефан и отчасти Августин Блаженный (впоследствии это выразилось в тенденции латинского богословия связывать действенность таинств исключительно с их правильной формой). Для восточных отцов правильное совершение таинства имело значение не само по себе, а только в том случае, если оно выражало истинное учение. На это указывал Афанасий I Великий, имея в виду ариан, манихеев, фригов (монтанистов) и павликиан (последователей Павла I Самосатского). Крещение этих еретиков, согласно Афанасию Великому, мнимо, потому что хотя они внешне, по заповеди Спасителя (Мф. 28:19), и произносят имена Отца, и Сына, и Святого Духа, однако не соединяют с произнесением этих имён истинную веру. Именно исходя из степени сохранности в том или ином из еретических сообществ основ апостольской веры, церковь определяла, в каком отношении к ней они находятся. На основе такого дифференцированного подхода к еретикам и раскольникам была сформирована практика трёх различных чинов их присоединения к православной церкви, которая была закреплена целым рядом церковных канонов. В соответствии с правилами еретические сообщества, носящие только имя христианских, но при этом совершенно исказившие Христову веру (например, манихеи, валентиниане, маркиониты и прочие гностики, а также павликиане, монтанисты, савеллиане, евномиане), принимались в церковь через крещение, подобно язычникам и иудеям. Еретики, которые в значительной мере повредили учение церкви, но при этом не извратили его полностью (например, умеренные ариане и македониане), принимались по второму чину – через миропомазание.

 



 
PR-CY.ru