ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ - Страница 5

В Северной Африке попытку церковного урегулирования этой ситуации предпринял Карфагенский епископ Киприан, первоначально руководствовавшийся принципом акривии, но затем ради умиротворения паствы смягчивший свою позицию и решивший, что у падших (lapsi), если они засвидетельствовали своё искреннее раскаяние, не следует отнимать надежду на евхаристическое воссоединение с церковью. Для выяснения степени тяжести их вины необходимо проводить епископское расследование, по результатам которого назначать то или иное время покаяния. В случае же смертельной угрозы (in casu mortis) нужно принимать кающихся в общение немедленно, однако без уверенности в их спасении. Впрочем, окончательное решение вопроса следовало, по мнению Киприана, отложить до соборного рассмотрения. Но и эти меры показались некоторым представителям карфагенского клира слишком строгими, что послужило поводом для возникновения непродолжительной схизмы, инициированной пресвитером Новатом. В это же время в Риме партия сторонников крайнего ригоризма, напротив, обвинила новоизбранного епископа Корнилия (251–253 гг.) в преступном послаблении падшим. Противостояние привело к образованию раскольнической группы, которую возглавил Новациан, самочинно избранный ригористами на место здравствующего Корнилия. Этот раскол вызвал волнение во всём христианском мире. На сторону Новациана встали многие исповедники как в самом Риме, так и в Северной Африке. В его поддержку поначалу высказывался и Антиохийский епископ Фабий. А изверженный в Карфагене Новат примкнул к Новациану, хотя раньше стоял на противоположной позиции, и был им восстановлен. Но и Корнилия поддержали такие авторитетнейшие архипастыри, как Киприан Карфагенский и Александрийский епископ Дионисий, что во многом предрешило исход этого противостояния – римские исповедники вернулись под омофор Корнилия. Римский собор 251 г. изверг Новациана и принял в отношении падших правила, в соответствии с которыми те после определённого срока покаяния получали прощение и вновь допускались к евхаристии. Последователи Новациана протестовали против такого решения: по их мнению, через общение с грешниками церковь оскверняется, а ведь она должна быть чиста и непорочна, поэтому падших нужно отлучать от церковного общения безвозвратно. Из новациан образовалась секта так называемых кафаров, т.е. чистых. В ходе споров о падших Киприан Карфагенский сформулировал следующие положения. Чистота и святость церкви не нарушаются от того, что к ней принадлежат согрешившие. В земной церкви смешаны пшеница и плевелы, деревянные сосуды и глиняные, праведники и грешники (Ep. 51:3). Окончательное разделение будет произведено в своё время Богом, человек же не должен предвосхищать Его суд (Ep. 52:25). Наконец, Киприан настаивал, что грех не отторгает человека от церкви окончательно. Грешники – это полуживые (semianimes) и больные (vulnerati), но не мёртвые (Ep. 52:16–19). С именем Киприана связан и второй спор середины III в. – о перекрещивании еретиков и схизматиков. В данном случае речь шла о степени принадлежности к церкви уже не отдельных её членов, отпавших через смертный грех, а целых сообществ, отколовшихся в результате ереси или раскола. За такой проблематикой стоял, по сути, вопрос о сакраментальных границах церкви.

 



 
PR-CY.ru