ГРИГОРИЙ и КАССИАН - Страница 3

В 1524 г. авнежский крестьянин Гавриил решил сделать здесь подсеку для пашни. Когда он стал жечь на месте вырубки хворост, то увидел, что небольшая поляна остаётся не тронутой огнём. Все его попытки выжечь подсеку на следующий день также были безуспешными. Гавриил отдал подсеку Фёдору. Несколько раз заметив горящую на поляне свечу, новый хозяин решил искать клад, но вместо сокровищ нашёл два гроба. Испугавшись, Фёдор закопал гробы и вернулся домой. Во сне ему явился старец среднего роста, с русыми волосами и широкой окладистой бородой, в священнических одеждах. Назвавшись Григорием, он повелел крестьянину в первые три воскресных дня сходить к трём ближайшим храмам, рассказать священникам, князьям и народу об увиденном и построить над найденными могилами церковь во имя великомученика Георгия. Фёдор исполнил приказание. Авнежские князья Семён и Пётр приказали вновь раскопать поляну. Удостоверившись в правдивости рассказа Фёдора, они повелели священнику совершить панихиду, затем могилы засыпали. Спустя некоторое время святые явились княжескому управляющему Ивану Рылу. Тот не выполнил повеления святых, за что был наказан болезнью глаз. Осознав свой грех, он рассказал о явлении Григория и Кассиана Мисаилу, игумену Троицкого Нозомского монастыря (монастырь располагался в ближайшей к Авнежской обители деревне). Игумен Мисаил устроил и освятил над указанным местом гробницу и часовню. Вскоре Григорий, явившись Мисаилу во сне, исцелил его от головной боли. Чудотворения, совершавшиеся у раки святых, привлекали богомольцев. В четвёртом чуде рассказывается, как живший неподалёку крестьянин Гавриил Ушаков решил разорить гробницу, опасаясь лишиться своей земли в случае открытия монастыря. Для этого он пригласил к себе из Глушицкого монастыря игумена Иоакима и старца Иринарха, которым подарил медвежью шкуру и 100 «серебреников». Вместе они, «объюродевша пияньством... разориша гробницу, иже над мощми святых, и святыя иконы, иже в ней, на землю поверьгше». За святотатство Гавриила Ушакова постигло безумие, десять месяцев он скитался в лесу, пока не получил исцеление у гробницы святых. Рака и часовня были восстановлены нозомским игуменом Мисаилом. Игумен Прилуцкого монастыря Мисаил повелел священнику ближайшей церкви служить молебны у раки святых в воскресные и праздничные дни. Канонизация Григория и Кассиана совершилась в связи с обретением мощей и канонизацией их учителя преподобного Стефана. Место, где располагалась Авнежская обитель, принадлежало Махрищскому монастырю. 9 мая 1560 г., как отмечает вкладная книга Махрищского монастыря, царь Иван IV Васильевич Грозный «приказал» игумену Варлааму «в Вологоцком уезде в Явнеге монастырь поставить, новую пустыню, где лежат новыя чюдотворцы Григорий и Касиян». Той же весной игумен Варлаам отправился на Вологду и «на том же месте монастырь поставил и церковь во имя Живоначалныя Троицы, а предел мученик Христов Георгии, где чюдотворцы лежат». Кроме того, были построены деревянная тёплая Благовещенская церковь с подклетом и трапезной, кельи и «всякие службы». Иван IV Васильевич Грозный передал в возобновлённую обитель «на церковное строение» утварь, облачения, колокола, шитый покров на раку святых, монастырю были даны «пашни и всякиа угодиа». Игумен Варлаам здесь «поставил» сельцо Красное и деревню Починки, дал в Авнежский монастырь 100 руб. (Российская государственная библиотека). Возобновление монастыря сопровождалось многочисленными чудотворениями по молитвам к Григорию и Кассиану: исцелились душевнобольной крестьянин Акакий, глухой Михаил и др.

 



 
PR-CY.ru