«ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ» - Страница 3

Образ Господа, из уст Которого на Богородицу нисходит в виде голубя Святой Дух, призван подчеркнуть непорочность Матери Божьей, а ангел, держащий орудия Страстей, указывает на цель Боговоплощения – искупительные Страдания Христа. Такая композиция могла возникнуть под воздействием сюжетов «Богоматери Страстной» и «Устюжского Благовещения». На некоторых иконах «Горы Нерукосечной» конца XVI – XVII вв. прообразовательные изображения надписаны: на иконе рубежа XVI и XVII вв. из Крестовоздвиженской церкви Переславля-Залесского (Переславль-Залесский музей) Богоматерь прославляется как Неопалимая Купина, Лествица Иаковля, Дверь Иезекиилева, Древо, Руно Гедеоново, «Клеща» из видения Исаии, процветший Жезл Ааронов, Киот Давидов, Гора, Престол, Палата, Одр, Свеща, Свещница. На свитке в руке Младенца текст: «Внемлите люди Мои, яко Аз есмь Бог… преж(д)е бе рож(д)ен... от Отца и от Девы после без мужа воплощеся, да спасу Адама падшаго прелщением змииным». С конца XVI в. к традиционным для «Горы Нерукосечной» символическим атрибутам добавились впервые появившиеся в «Неопалимой Купине» изображения Христа Царя в стенах града (Пс. 86:3), древа (седьмой икос «Акафиста») и запечатанного источника (Песн. 4:12). В XVII–XVIII вв. в композицию «Горы Нерукосечной», как и в некоторые другие Богородичные сюжеты, часто включают изображения облаков, солнца и луны. Облака образуют над Богоматерью и Младенцем подобие арочного завершения. Иногда Богородице предстоят архангелы Михаил и Гавриил (икона мастера Александра Иванова Казанцева, 1691 г., Русский музей). На иконе из ярославской церкви во имя пророка Илии (середина XVII в.) известная по строгановским иконам композиция получила развёрнутое решение «небесной части». Господь Саваоф представлен в окружении девяти ангельских чинов. Избыточной декоративностью, по мнению исследователей, отличается икона «Горы Нерукосечной» XVII в. из церкви в честь Воскресения Христова в Кадашах (ныне в Историческом музее). Хитон Богоматери обильно покрыт золотым орнаментом, а мафорий – крупными белыми и красными цветами. Среди прообразовательных символов представлены гора и камень, лествица, город, в стенах которого помещено поясное изображение Христа Царя, а также цветущий зелёный луг на лоне Божьей Матери. Такое решение темы «Горы Нерукосечной» могло быть связано, по мнению исследователей, с характерной для второй половины XVII в. «вертоградной» символикой, с темой сада-рая. С XVII в. предпочтение всё чаще отдавалось поясному варианту изображения Богоматери, при этом количество символических атрибутов может изменяться. Среди поясных икон исследователи выделяют композиция, в которой из символических изображений сохранены главные: гора, радуга и лествица. На мафории, чаще всего «облачном», помещены изображения солнца (на челе Богоматери) и луны (на Её правом плече). Популярность такого иконографического варианта могла быть связана, по мнению исследователей, с прославленной в 1635 г. чудотворной Молченской иконой Божьей Матери (см. Иверская иконы Божьей Матери) из Молченской Софрониевой пустыни близ Путивля. Среди образов подобного извода исследователи отмечают иконы из Исторического музея, 1680 гг., из коллекции И.В. Арсеньева, середина XVII в. («Иконы из частных собраний» Русская иконопись XIV – начала XX вв., М., 2004 г.), икона из собрания Ильи Семёновича Остроухова (Третьяковская галерея). Более поздние памятники, как правило, повторяли найденные в XVII в. решения.



 
PR-CY.ru