«ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ» - Страница 2

Если составитель описи верно указал размеры иконы, то до 1549 г. она была заменена более крупным образом того же извода, и тогда образ «Одигитрии Облачной» по описи 1549 г. исследователи готовы отождествить с этой иконой. Соловецкая икона имеет сформировавшуюся композицию, в её основе – тронный образ Богоматери «Одигитрия» с Младенцем на левой руке. На мафории помещены символические изображения горы, радуги и лествицы; Её одежды покрыты сложным волнообразным орнаментом. Наиболее убедительной исследователям представляется традиционная интерпретация этого мотива как «облачного»: Богоматерь уподобляется небу (Богородичен первого часа), «лёгкому облаку», на котором восседает Господь (Ис. 19:1), огненному и облачному столпу, указующему народу Израиля дорогу в пустыне (Исх. 13:21). На челе и плечах Божьей Матери представлены в профиль три лика с исходящими от их уст золотыми лучами – образы солнца и луны (возможно – олицетворения звёзд, сохраняющих символику «звёзд девства»). Особенностью иконы является изображение на позёме трав, что соотносится с образом рая, плодоносной нивы. Тему райского цветения продолжает орнаментация трона с обилием растительных элементов. Подлокотники украшены двумя горящими светильниками. Композицию иконы повторяет (за исключением трав) икона середины XVI в. из собрания Алексея Сергеевича Уварова (Третьяковская галерея). По мнению исследователей, уникальность композиции иконы из Соловецкого монастыря, а также её художественные достоинства свидетельствуют о мастерстве иконописца, имевшего отношение к ведущим книжным центрам в Москве или в Новгороде. Датировка этого памятника концом XV – началом XVI вв. позволяет исследователям рассматривать «Гору Нерукосечную» как один из первых символических Богородичных сюжетов и предположить, что образ Богоматери «Одигитрии» с «облачным» мафорием и символическими изображениями в «Неопалимой Купине» мог возникнуть под воздействием этого сюжета. Описи XVI в. не содержат названия «Горы Нерукосечной»: соловецкая икона этого извода упомянута как «Одигитрия на престоле», а образы сольвычегодского Благовещенского собора – как «Богоматерь на престоле с Младенцем» или «Пречистая Богородица Одигитрия». Ни один из образов «Горы Нерукосечной» не повторяет другой: допускается введение новых символических элементов и переработка композиции в зависимости от изменения смысловых акцентов. В середине XVI в. появился усложнённый вариант сюжета: так, на иконе «Гора Нерукосечная» из московской церкви святителя Николая в Воробине (Третьяковская галерея) впервые представлено ставшее почти обязательным для второй половины XVI – середины XVII вв. изображение ангела с орудиями Страстей. Написанные по заказу семьи Строгановых четыре иконы «Горы Нерукосечной» конца XVI – начала XVII вв. представляют извод, в котором символические изображения на мафории Богородицы соответствуют уподоблениям, перечисленным в представленном на них тексте. К трём символам более ранних икон добавлены руно и охваченная пламенем купина, а мафорий не имеет «облачного» рисунка. На строгановских иконах кроме ангела, несущего орудия Крестных Страданий Христа, изображён Господь Ветхий денми (на иконе из Березниковского историко-краеведческого музея назван Иисусом Христом) или Господь Саваоф (на иконе конца XVI в. из Сольвычегодского музея).

 



 
PR-CY.ru