ГОР, Хор

ГОР, Хор (егип. Hr – высота, небо) – в египетской мифологии одно из высших божеств, воплощённое в различных образах. В раннединастический период (третье тыс. до н.э.) почитался как бог охоты. С конца третьего тыс. до н.э. существовало несколько его ипостасей: Гор – сын Исиды и Осириса (егип. Гор-са-Исет); Гор Бехдетский – муж Хатхор и отец Ихи (Айхи), в мифах о борьбе с Сетом он упоминается как брат Сета и зовётся Гор-старший (егип. Гор-ур); Гор-глаза (егип. Гор-мерти) – бог города в восточной части Дельты (на месте либо современного Телль-Набаша, в 14 км к югу от Таниса, либо современного Ком-эль-Хисн, в 4 км к западу от современной Танты); Гор-безглазый, которого отождествляли с богом вечернего солнца Атумом, местным богом Летополя (греческое название города в восточной части Дельты, древнеегипетский Хем, современный Аусим); бог горизонтов запада и востока (егип. Гор-эм-ахет); солнечное божество (егип. Гор-па-Ра); ребёнок (егип. Гор-тауи). В эпоху Среднего царства (второе тыс. до н.э.) культ Гора проникает в Куш. Главные центры располагались в Северной Нубии, в районе между первым и вторым порогами. На стелах фараонов XII династии упоминается «Гор – господин чужеземных стран» и «Гор – господин Бухена» (современный город Вади-Хальфа). В эпоху Нового царства (второе тыс. до н.э.) он почитается как «господин Бухена, господин неба», как «бык-господин Та-Сети». В честь Гора были построены храмы в Нубии, в городе Примис (современный Каср-Ибрим), прославлявшие его как «великого господина неба», в Абу-Симбеле – как «господина Верхнего Египта». С XIII в. до н.э. его почитали в качестве «господина горизонтов» (егип. Гор-ахти) и изображали над входами в храмы в образе крылатого солнечного диска. В период эллинизма (IV в. до н.э.) Гор почитался, главным образом, как сын Исиды и отождествлялся с греческим Аполлоном. В коптский период (IV–VII вв. н.э.) имя Гора часто упоминалось в христианских текстах и в письменных пересказах египетских мифов. Некоторые учёные указывают на связь образов Гора и Яхве. Во Второзаконии (32:11–12), в книге Исход (19:4), в ряде псалмов (14:8; 57, 2; 61:5–6; 63:8; 91, 4) и в книге Руфь (2:12) говорится о Яхве как о боге с гигантскими распростёртыми крыльями. Имя Гора являлось неотъемлемой частью пятичленного титула египетских фараонов (с середины третьего тыс. до н.э.). Первым элементом титула было имя фараона, которое определяло его как воплощение Гора, например, «рождающий жизнь» (Сенусерт I, 1971–1926 гг. до н.э.), «бык могучий, воссиявший в Фивах» (Тутмос III, 1490–1436 гг. до н.э.). Третий элемент титула состоял из имени фараона как «золотого Гора». Упоминание Гора в титуле исследователи объясняют тем, что он являл собой прообраз всех египетских фараонов во время их земной жизни. После смерти фараоны отождествлялись с отцом Гора Осирисом.

 



 
PR-CY.ru