ГУСИТСКОЕ ПЕНИЕ

ГУСИТСКОЕ ПЕНИЕ – музыкальное наследие чешского реформационного движения гуситов (первая треть XV в.) и происходящей от него Чешской утраквистской церкви (с 1436 г.; см. Утраквисты). К гуситскому пению восходят также певческие традиции радикальных последователей Яна Гуса – таборитов; некоторые составные части гуситского наследия более своеобразно развила община чешских братьев (1457–1621 гг.). Гуситская программа реформы церкви и церковной жизни приводила в музыкальной области к полному противодействию светскому пению, танцу и инструментальной музыке (радикальные гуситские партии впоследствии перешли даже к иконоборчеству и к уничтожению церквей и монастырей). Из стремления к ликвидации любых преград между клириками и мирянами, следствием которых было также общее причащение из чаши, начали проводиться и гуситские реформы в богослужении. Гуситы ввели богослужение на национальном языке и совместное пение общины вместо литургического хорала, сложной полифонии и игры на органе. Ян Гус, а после него часть гуситов-консерваторов сохраняли в неприкосновенности традиционный латинский репертуар богослужебного пения и органное исполнение в церкви. Чешский язык начал проникать в богослужение после 1417 г.: сначала на нём звучали только Апостольские послания и Евангелие, затем – часть переведённых с латыни хоральных песнопений, и в итоге возникло богослужение, сопровождаемое исключительно чешским литургическим хоралом и чешскими духовными песнопениями. Наряду с этой практикой в гуситской среде в 1420–1452 гг. существовало радикально упрощённое чешское таборитское богослужение, которое сокращало мессу до общей молитвы, чтения Священного Писания, проповеди и формулы освящения Даров (kázání a konsekraci) с последующим всеобщим причащением под обоими видами. Вначале из таборитской мессы были исключены любые формы пения, впоследствии было разрешено только пение общины. Гуситство является первым из реформационных движений в западно-христианском мире, создавших собственный обширный и самобытный певческий репертуар – литургический хорал и духовное пение на национальном языке. Это – старейший сохранившийся пласт евангелической церковной музыки, возникший за сто лет до европейской лютеранской и кальвинистской Реформации. Бо́льшая часть гуситских песнопений сохранилась в единственном рукописном кодексе – так называемом Йистебницком Канционале, созданном в 1420 гг. и названном по месту его нахождения уже в Новое время в городе Йистебнице (Южная Чехия). Предположение о создании кодекса в этом месте исследователи доказать не могут. Бо́льшую часть Йистебницкого Канционала (около 180 из общего объема 246 стр., форматом 31х21 см) составляет литургический хорал – мелодии григорианского пения с текстами на чешском языке. Прежде всего, это собрание 63 песнопений мессы, половина из которых относится к Proprium de tempore, другая – к Proprium de sanctis. Из ординария мессы сохранился только небольшой фрагмент. Этот репертуар песнопений мессы, охватывающий все основные песнопения «Градуала» (в том числе 11 секвенций), позднее был дополнен 19 песнопениями, входящими в «Миссал» (praefatio, «Ite missa est» и др.). Ещё полнее представлено здесь собрание песнопений оффиция (horae canonicae), в состав которого входят только последования вечерни (vesperae) и утрени (matutinum).

 



 
PR-CY.ru