ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 8

В Англии попытки возродить древнее церковное пение были предприняты в 1830 гг. сторонниками Осфордского движения с характерным для него интересом к церковным древностям. Возрождение григорианского пения в Германии происходило в рамках Цецилианского движения, идеалом которого было творчество Палестрины; издание Градуала, выпущенное в 1871 г. под редакцией Франца Ксавера Хаберля издательством Ф. Пустета в Регенсбурге, было основано на медицейском издании начала XVII в. В 1871 г. регенсбургская версия григорианского пения была официально утверждена папой Пием IX в качестве канонической. Новый этап в изучении и восстановлении григорианского пения связан с деятельностью французского бенедиктинского монастыря св. Петра в Солеме. В 1860 г. под руководством Жозефа Потье началась продлившаяся больше 20 лет подготовка певческих книг, основанных на данных древнейших источников. Для исследований солемских бенедиктинцев было характерно преодоление романтического подхода к истории григорианского пения и привлечение новейших методов церковно-исторической науки. Огромное влияние на исследование солемских отцов оказало изобретение и развитие фотографии и типографского искусства. В 1889 г. в Солеме началось продолжающееся в настоящее время издание монументальной серии «Paléographie grégorienne» («Григорианская палеография»), включающее полные факсимиле наиболее важных источников по истории григорианского пения. Каждое песнопение в изданиях Солема основано на источниковедческом анализе десятков древних рукописей. Появление солемских изданий было задержано из-за того, что папская монополия на издания григорианского пения до начала XX в. по-прежнему принадлежала регенсбургским изданиям Ф. Пустета. Монополия была преодолена после двух motu proprio папы Пия Х (1903–1914 гг.) – от 22 ноября 1903 г. и от 25 апреля 1904 г., в которых высоко оценивалась роль солемских исследований; права на официальные издания григорианского пения переходили к Ватикану, однако их подготовка была поручена солемским бенедиктинцам. В 1905 г. был издан Кириал, в 1908 г. – Градуал, в 1912 г. – Антифонарий. В этих изданиях григорианского пения было представлено в квадратной нотации с применением нескольких дополнительных знаков и максимально приближено к древнейшим источникам. За ватиканскими изданиями последовали другие певческие книги, включая «Liber usualis» (букв. – «Обиходная книга»), служившую настольным пособием для всех, кто изучали григорианику в XX в. На протяжении этого столетия изучение григорианского пения вышло за пределы церковных учреждений и стало объектом университетской науки. Наряду с классической текстологией Солема стали использоваться новые текстологические методы; в научных изданиях стала применяться условная аритмическая нотация, характерная и для современных исследований. В создании академической григорианистики особую роль сыграли исследования Петера Йозефа Вагнера (1865–1931 гг.) – автора трёхтомного «Введения в григорианское пение» (1895, 1905, 1921 гг.), швейцарского учёного, выходца из России Жака Хандшина (1886–1955 гг.), немецких учёных Бруно Штебляйна (1895–1978 гг.) и Вилли Апеля (1893–1988 гг.), работавшего в США и ставшего основоположником американской школы григорианистики.

 



 
PR-CY.ru