ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 5

На протяжении Х–ХI вв. анонимными авторами сочинялись новые мелодии для Аллилуйя; резко расширился репертуар респонсориев утрени; сочинялись развитые распевы на текст Символа веры, ранее распевавшегося на простую речитационную формулу. Существенно дополнился репертуар ординария мессы – были составлены новые мелодии на тексты «Kyrie eleison», «Gloria in excelsis», «Sanctus», «Benedictus», «Agnus Dei» и «Ite missa est». Развивался примыкающий к григорианскому пению жанр строфических гимнов оффиция, которые ещё в патристическую эпоху сочинялись в традициях античной поэзии; в гимнах используются метрические ямбы, гекзаметр, сапфическая строфа и т.д. К новым жанрам относятся тропы – вставки в традиционные песнопения проприя и ординария мессы; в текстах тропов комментируется и развивается богословское содержание литургического текста; тропы написаны свободным стихом, хотя наряду с ним исследователи изредка встречают античные размеры. Пространные мелизматические распевы часто подтекстовывались, в результате чего образовывались новые песнопения в жанре прозулы (иногда считается разновидностью тропа). Из подтекстовки заключительного раздела «Аллилуйя» возникла секвенция – музыкально-поэтическая форма, основанная на принципах силлабического стихосложения, состоящая из ряда двойных строф с одинаковым количеством слогов в каждой полустрофе. Наибольшего совершенства жанры тропа и секвенции достигли в творчестве гимнографов Туотилона и Ноткера Заики из Санкт-Галленского монастыря. Тропы и секвенции включались в особые сборники – Тропарии и Прозарии. С конца IX в. началось развитие жанра стихотворного оффиция, или «истории», в котором при сохранении традиционного чинопоследования суточного круга использовались нехарактерные для более раннего церковного пения музыкально-поэтические формы – тексты в размерах античной поэзии и мелодии, сочинённые под воздействием светской песенной культуры. В XI–XII вв. григорианское пение стало музыкальным искусством общеевропейского значения. К этому времени почти полностью исчезли традиции галликанского пения; после захвата Англии норманнами, при короле Вильгельме Завоевателе (1066–1087 гг.), григорианское пение стало основным видом пения на Британских островах, вытеснив более ранние певческие традиции. Расширение власти немецких императоров на Восток, христианизация государств Восточной Европы и Скандинавии, возникновение анклавов западной литургической культуры в Киевской Руси увеличили сферу распространения григорианского пения в несколько раз. В 1099 г., после взятия Иерусалима, григорианское пение распространилось в государствах крестоносцев на Ближнем Востоке. Под влиянием письменной традиции григорианского пения началась запись древних певческих стилей Италии, которые до этого передавались исключительно изустно; судя по этим записям, исследователи сделали вывод, что к тому времени древние традиции испытывали сильное воздействие григорианики. Запись не смогла остановить их исчезновение, обусловленное либо постепенным введением григорианского пения (например, в области распространения беневентанского пения), либо активными, иногда жёсткими литургическими реформами (уничтожение книг староримского пения при папе Николае III между 1277 и 1280 гг.).

 



 
PR-CY.ru