ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 4

Имя Григория Великого должно было укрепить авторитет нового певческого стиля; упоминание «музыкальной науки» свидетельствует о том, что уже в это время григорианское пение в отличие от других певческих традиций Запада стало объектом музыкально-теоретической рефлексии, а в процессе его изучения и преподавания развивалась европейская теория музыки. На протяжении IX в. в певческий обиход начала входить музыкальная нотация. В теоретических трактатах использовались интервальные нотации – известное ещё со времён Античности буквенное нотное письмо, а также так называемая дасийная нотация со специальными знаками для ступеней звукоряда. В певческих рукописях ставились так называемые невмы – знаки, указывающие на общее направление движения мелодии, определяющие артикуляцию текста, но не содержащие данных об интервалах напева. Место зарождения невм и обстоятельства их возникновения исследователям неизвестны. Прообразом невм послужили знаки латинской просодии, в позднеантичные времена использовавшиеся в грамматике и риторике. К X в. относится появление полностью нотированных Градуалов и Антифонариев, переписанных с помощью нескольких региональных видов невменного письма. Наиболее развитые системы невменной нотации были характерны для области распространения лотарингского письма (рукопись X в.) и для Юго-Западной Германии (корпус певческих книг из монастырей Санкт-Гален и Эйнзидельн в современной Швейцарии, Санкт-Эммерам в Регенсбурге). Здесь невмы снабжались дополнительными обозначениями, детально определявшими характер произнесения литургического текста, а также ритмическое удлинение определённых слогов. В рукописях из Южной Франции (аквитанские невмы) наметилась тенденция к более точному воспроизведению интервального строения мелодий. Несмотря на введение нотации, основным средством распространения григорианского пения оставалась устная традиция; рукописные книги использовались, прежде всего, для контроля за исполнением при обучении пению. Одним из основных вопросов древнейшей истории григорианского пения исследователи считают соотношение нового, франкского, стиля с римским певческим преданием. Источники, созданные в Риме, известны исследователям лишь с конца XI в. и сохранили мелодии, существенно отличающиеся от григорианики. Вместе с тем в ряде случаев исследователи предполагают существование общих архетипов для мелодий франкских и римских распевов; некоторые исследователи говорят о двух диалектах григорианского пения – римском и франкском. Мелодическое содержание григорианского пения было обусловлено не только певческим стилем, который пришёл из Рима, но и традициями, уже существовавшими на территории Франкского государства до Каролингов (см. Галликанское пение); в оформлении григорианского распева исследователи видят активную редакционно-композиторскую деятельность франкских певчих и музыкальных теоретиков. Как для каролингской эпохи, так и для X и XI вв. характерно существенное расширение певческого репертуара, которое выразилось в сочинении в традиционных жанрах римского обряда и в создании новых литургических жанров.

 



 
PR-CY.ru