ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 3

Во Франкское королевство были доставлены первые римские богослужебные книги. В 760 г. брат короля епископ Ремигий Руанский обратился в Рим с просьбой о присылке певчих римской певческой корпорации (Schola cantorum). Папа Павел I (757–767 гг.) отправил на Север не только римских канторов, но и певческие книги – Антифонарий и Респонсориал. В это время возникли певческие школы по римскому образцу, особое значение принадлежит школе при кафедральном соборе города Меца – главного города Лотарингии; римское пение вводилось здесь уже во второй трети VIII в., при епископе Хродеганге (ум. в 766 г.), возглавлявшем Франкскую церковь. Расположение Меца в центре романо- и германоязычных территорий королевства способствовало распространению нового певческого стиля на Восток и на Запад. Романизация богослужения и церковного пения усилилась при Карле Великом (768–814 гг.), коронованном в 800 г. в Риме в качестве римского императора. В выпущенном Карлом Великом в 789 г. «Admonitio generalis» («Всеобщем увещевании») умение исполнять «римское пение» («cantus romanus») включено в круг навыков, которыми должны владеть клирики при сдаче экзамена на должность. В 805 г. упоминаются специальные императорские посланники (missi), которые направлялись в различные литургические центры и следили за введением римских распевов. Значительную роль в распространении «римского пения» сыграли монастыри Ордена бенедиктинцев, и, прежде всего, так называемые имперские аббатства, которые находились под особым покровительством правящей династии. Введение нового стиля происходило не без трудностей: источники сохранили следы конфликтов между франкскими певчими, которые усваивали новый репертуар, и их римскими учителями. Новый певческий репертуар распространялся, по мнению исследователей, изустно; ученик должен был заучивать напевы, сообщаемые ему учителем; освоение основного круга песнопений церковного года могло, таким образом, занимать около семи – восьми лет. Рукописи, упомянутые в каролингских источниках, не сохранились, в них, по мнению исследователей, скорее всего, был переписан лишь текст песнопений; высказывалось также предположение, что нотированные источники могли появиться уже в эпоху Карла Великого. Тем не менее, в древнейшие, дошедшие до нас певческие книги VIII–IX вв. нотация включена не была (издано Р.Ж. Эсбером: «Antiphonale Missarum Sextuplex». 1963 г.). Одна из этих книг – французский Кантаторий рубежа VIII и IX вв. (Италия; Monza. Basilica S. Giovanni. CIX) – открывается гекзаметром, в котором автором песнопений объявлен св. Григорий Великий: «Первосвященник Григорий, честью и именем славный / … книгу составил сию для певческой школы / вслед музыкальной науке во имя Всевышнего Бога». Этот текст, лежащий у истоков просуществовавшей века «григорианской легенды», неоднократно переписывался в раннесредневековых литургических книгах. На миниатюрах в средневековых певческих рукописях часто изображался Григорий Великий, диктующий писцу или записывающий сам мелодии григорианского пения, с голубем, символом Святого Духа, на плече.

 



 
PR-CY.ru