ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 2

2. Для богослужения суточного круга (оффиция; называется также каноническими часами - Horae canonicae): а) ненотированные или частично нотированные служебная, или фериальная (средневековая латинская «feria» – обозначение дней литургической недели, кроме воскресенья), Псалтырь и Лекционарий оффиция; б) полностью нотированные Антифонарий оффиция и Гимнарий, которые часто объединялись под одним переплетом с Псалтирью; книга, в которой объединены все тексты и песнопения суточного круга, называется Бревиарий. Существуют также певческие книги с песнопениями отдельных служб – Vesperale (вечерни), Matutinale (утрени) – или отдельных жанров, например, Responsoriale, где собраны респонсории утрени, но не представлены антифоны. Песнопения крестных ходов включены в Процессионал. Отдельную группу источников составляют Понтификалы с текстами и песнопениями служб, совершаемых только с участием епископа. Тексты и мелодии, сохранившиеся в певческих книгах, используются как источник для текстологического изучения григорианского пения, в литургических рубриках сохранились сведения о характере исполнения григорианики, а общее содержание книги даёт исследователям представление о церковно-историческом контексте этого исполнения. Литургические уставы отдельных епископатов и монашеских Орденов (Ordines, Consuetudines и т.д.) описывали порядок исполнения песнопений в течение литургического года. В них изложены местные особенности исполнения григорианского пения, разнообразие которых относится к характерным признакам средневекового богослужения. Эти уставы используются при определении места создания певческих книг; опыт, накопленный литургической наукой, часто позволяет исследователям определить это место предельно точно. Музыкально-теоретические трактаты IX–XVI вв. содержат не только описание композиционных признаков отдельных песнопений и мелодических семейств, но и некоторые мелодии, не сохранившиеся в практических источниках. К трактатам примыкают тонарии – каталоги песнопений, где их мелодии классифицированы по принципу модальной принадлежности. Исторические документы эпохи Средневековья (хроники, грамоты, богословские и научные трактаты, письма и т.д.) включают огромный и лишь частично освоенный наукой материал по истории григорианского пения в контексте церковной и социальной жизни западного мира, о взаимосвязях григорианики с другими видами средневекового искусства и богословской мыслью того времени. На исходе патристической эпохи для Западной Европы было характерно многообразие литургических обрядов и певческих стилей (см. Амвросианское пение, Беневентанский обряд, Галликанское пение, Испано-мосарабское пение, Староримское пение); попытки Римской кафедры внести единообразие в литургическую жизнь этого времени исследователям неизвестны. Распространение римских богослужебных обычаев на Север относится к VIII в. и связано с оформлением союза между Римом и пришедшей к власти в государстве франков династией Каролингов. Встреча папы Стефана II и короля Пипина Короткого в 754 г. была ознаменована не только политическим союзом против угрожавших Риму лангобардов, но и решением привести литургическую жизнь королевства в соответствие с обычаями Рима.

 



 
PR-CY.ru