ГУГ Иоганн Леонард

ГУГ Иоганн Леонард (1765–1846 гг.) – немецкий католический библеист. В 1783 г. после окончания гимназии в родном городе поступил в Фрайбургский университет. В 1789 г. принял священнический сан, в 1791 г. стал профессором кафедры Ветхого Завета, годом позже – и кафедры Нового Завета. И.Л. Гугу принадлежит теория о том, что в начале III в. несколько типов новозаветного текста в течение короткого времени слились в один тип, который обычно называют западным и который И.Л. Гуг назвал «общий тип». И.Л. Гуг считал, что к середине III в. этот текст был отредактирован Оргеном в Палестине, впоследствии его принял в таком виде Иероним Стридонский; в Египте текст был изменён Исихием Александрийским, а в Сирии – Антиохийским пресвитером Лукианом (обе редакции не были приняты Иеронимом Стридонским). Хотя И.Л. Гуг в целом исходил из верной концепции западного типа текста и его многочисленных версий, попытки соединить три редакции Септуагинты (происхождение которых он считал точно установленным) с тремя типами текста Нового Завета не увенчались успехом. Заметным вкладом в развитие католической библеистики того времени было участие И.Л. Гуга в дискуссиях о так называемой синоптической проблеме. Существовавшим тогда в протестантатской библеистике вариантам решения (гипотезам «Первоевангелия» – Иоганн Давид  Михаэлис; Г. Марш, Готхольд Эфраим Лессинг, Иоганн Готфрид Эйхгорн), фрагментов (Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер), устного предания (Иоганн Готфрид Гердер, Иоганн Карл Людвиг Гизелер), взаимного использования (Иоганн Якоб Грисбах) – И.Л. Гуг противопоставил свой вариант, в рамках которого пришёл к выводу об исторической достоверности раннехристианской традиции, утверждавшей последовательность возникновения синоптических Евангелий. Так, приоритет возникновения Евангелия от Матфея он обосновывает материалом рукописной традиции – указанием на существование двух видов текста: на рукописи, в которых первыми стоят Евангелия, написанные апостолами из круга 12 учеников Иисуса Христа (Мф–Ин–Лк–Мк), и на те рукописи, которые располагают Евангелия в их хронологическом порядке (Мф–Мк–Лк–Ин). Евангелист Матфей пишет как иудей для иудеев, о чём, по И.Л. Гугу, свидетельствуют многочисленные цитаты из Ветхого Завета и аллюзии на текст Ветхого Завета, а также центральная схема всего евангельского повествования – «обетование-исполнение», цель которого доказать, что Иисус Назарянин и есть обетованный в Ветхом Завете Мессия. Стремясь опровергнуть гипотезу «Первоевангелия» во всех её вариантах, И.Л. Гуг утверждает, что Евангелие от Матфея изначально было написано на греческом языке, который больше чем еврейский был распространён в Палестине ко времени возникновения Евангелий. Хотя, как признаёт И.Л. Гуг, помимо Септуагинты (LXX) апостол Матфей знал и еврейский текст Ветхого Завета, но не использовал его в качестве источника (ср.: Ис. 29:13 и Мф. 15:9). И.Л. Гуг признаёт исторически достоверной и раннехристианскую традицию о возникновении Евангелия от Марка.

 



 
PR-CY.ru