ГАВРИИЛ ЛЕСНОВСКИЙ - Страница 4

В XIII в. имя Гавриила Лесновского было включено вместе с именами святых Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского, Прохора Пшинского, Параскевы-Петки, Бориса и Глеба в молитву за болящего, написанную, как полагают исследователи, в Македонии и сохранившуюся в Требнике первой половины – середины XIV в. (Российская национальная библиотека), привезённом в 1868 г. Александром Фёдоровичем Гильфердингом из поездки по Балканам. Распространению почитания Гавриила Лесновского в Сербии с XIV в. способствовало то, что Лесновский монастырь в первой четверти XIV в. вошёл в державу Неманичей. Управляющий этой областью великий воевода (позднее севастократор и деспот) Иоанн Оливер в 1341 г. построил и украсил собор монастыря. Несмотря на сохранившееся небольшое количество письменных свидетельств, о почитании Гавриила Лесновского в сербских землях свидетельствуют его изображения в росписях храмов XIV–XVII вв. В настоящее время мощи Гавриила Лесновского находятся в Лесновском монастыре, частицы их были заключены в серебряные чеканные ковчеги-реликварии, изготовленные в XVIII в. и на рубеже XVIII–XIX вв., находящиеся в музее монастыря. Посвящений храмов Гавриилу Лесновскому до последнего времени не было. О его почитании в России, кроме упомянутого выше посольства митрополита Михаила, до XIX в. ничего не известно, память Гавриила Лесновского не указана в восточнославянских месяцесловах. Краткое Житие Гавриила Лесновского содержится в двух пергаменных южнославянских списках Пролога редакции Мокисийского епископа Константина (Лесновский, или Станиславов, Пролог написан в Лесновском монастыре), среднеболгарский извод (Научная библиотека Сербии, первая половина XIV в.), сербский извод (Пролог Ковачевича). Тексты практически не отличаются. Исследователи считают наиболее вероятным время создания краткого Жития – вторую четверть XIII в. Пространное Житие Гавриила Лесновского дошло в нескольких списках не раньше 1347 г. (например: Национальная библиотека святых Кирилла и Мефодия), переписано в 1868 г. протопопом Иоанном Христевым из Кратова. Его древность подтверждается житийной иконой, датируемой около 1626 г. Датировка этого Жития, дошедшего в позднем списке, для исследователей затруднительна, но, скорее всего, по мнению исследователей, оно написано не раньше рубежа ХVI–ХVII вв. Типологически принадлежит к группе так называемых народных Житий болгаро-македонских св. отшельников (Иоаким Осоговский, Иоанн Рильский, Прохор Пшинский), старшее из которых (Иоанна) датируется XI–XII вв.

 



 
PR-CY.ru