ГАВРИИЛ ЛЕСНОВСКИЙ - Страница 3

Прообразами «князя» исследователи считают болгарских царей как Михаила II Асеня (1246–1256 гг.), так и Михаила III Шишмана (1323–1330 гг.). Завершают Житие рассказ о постройке в Лесновском монастыре сербским вельможей Иоанном Оливером каменного собора и известие о перенесении мощей Гавриила Лесновского в Тырнов. Почитание Гавриила Лесновского изначально было связано с округой монастыря, северо-восточной Македонией и прилегающими районами юго-западной Болгарии, где святой почитался как покровитель домашнего скота и пастухов. В истории перенесения его мощей в Тырнов и в широком почитании в Болгарии для исследователей много неясного. В Житиях упоминаются две взаимоисключающие даты события: до 1330 г. (в старшем списке проложного Жития) и около 1389 г. (в пространном Житии начало похода султана Мурада I на Сербию, окончившегося Косовской битвой), но нет никаких сведений о возвращении святыни в обитель, хотя проложное Житие переписано в 1330 г. непосредственно в монастыре и, скорее всего, как полагают исследователи, там же написано и пространное. Вопрос о возможности двоекратного перенесения мощей Гавриила Лесновского в Тырнов на сегодняшний день остаётся открытым, совпадение формулировок (за исключением аргументации перенесения мощей в 1389 г. и инициативы болгарского патриарха в этом вопросе) свидетельствует, скорее всего, по мнению исследователей, о том, что пространное Житие содержит неверно интерпретированное и как следствие этого неправильно датированное осмысление сведений проложного. Свидетельство древнего проложного Жития также требует внимательного рассмотрения. Формально оно примыкает к группе проложных Житий и повестей конца XII – середины XIII вв. (Жития святых Иоанна Рильского, Михаила Воина, преподобной Параскевы-Петки Эпиватской, повесть о перенесении мощей Илариона, епископа Могленского), рассказывающих о перенесении в столицу второго Болгарского царства святынь с отвоёванных у Византии территорий при первых царях из рода Асеней, но имеет отличительные черты. В указанных выше памятниках сообщаются конкретные исторические обстоятельства и детали переноса мощей (если нет точной даты, то непременно называется имя царя). Кроме того, все принесённые реликвии происходили из городов, а не из малых монастырей. И наконец, в отличие от этих сочинений проложное Житие Гавриила Лесновского не получило распространения в болгарской книжности XIV в. и не вошло в состав Стишного пролога. Эти особенности, а также отсутствие известий о возвращении мощей позволяют исследователям предположить, что сообщение о перенесении мощей Гавриила Лесновского в Тырнов было включено в Житие для придания большего значения его культу по аналогии с названными святыми.

 



 
PR-CY.ru