ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ

ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ (первая половина XVII в.) – греческий мелург. Происходил из города Родосто (ныне Текирдаг, Турция, см. Редест). Ученик епископа Мельхиседека Редестского. Лампадарий (около 1616 – около 1629 гг.), а затем протопсалт (около 1629 – 1638 гг.) Великой церкви в Константинополе. Как известно из рукописной традиции (1686 г. – рукописи иеромонаха Космы Македонца; 1767 и 1770 гг., и др.), учеником Георгия Редестского был протопсалт Хрисаф Новый. Исследователи полагают, что Георгий Редестский составил мелос пападического стиля для стихир воскресных служб Октоиха, служб периодов Великого поста и Пятидесятницы, Господских и Богородичных праздников и памятей особо чтимых святых. Из воскресных стихир с его именем сохранились варианты догматиков первого, четвёртого гласов, первого и четвёртого плагальных гласов. Данному этапу развития греческого мелоса соответствует особая разновидность нотации – «украшенная», по мнению Г. Статиса, появившаяся в XVII в. незадолго до Хрисафа Нового и, по-видимому, изобретённая Георгием Редестским. Из авторских версий Георгия Редестского в рукописях исследователи часто встречают большие пасапноарии (стихи перед чтением Евангелия на утрене; Пс. 148:1, 2; 150:1) на третий, второй плагальный гласы. Версии пасапноариев на второй и четвёртый плагальные гласы были впоследствии украшены митрополитом Новых Патр Германом. Исследователям известны распевы Георгия Редестского для воскресного причастна «Хвалите Господа с небес» на все гласы, кроме второго плагального, причём на первый глас часто в одной рукописи приводятся два варианта, один из этих вариантов иногда атрибутируется Мануилу Хрисафу (XV в.); мелос причастна четвёртого гласа существует также с «украшениями» митрополита Германа. Сохранился вариант Георгия Редестского для причастна в Неделю о Фоме «Похвали, Иерусалиме, Господа». По мнению исследователей, Георгию Редестскому также принадлежит распев причастна «В память вечную» на третий глас. Херувимская песнь была распета Георгием Редестским на все гласы; в четвёртом плагальном гласе часто помещаются два варианта распева этого гимна, принадлежащие Георгию Редестскому. Мелос для песнопения «Ныне силы небесныя» был составлен Георгием Редестским в первом гласе. Известными песнопениями Георгия Редестского исследователи называют также матимы-богородичны: на второй глас – «Превышши явилася еси, Чистая», на четвёртый глас – 15-сложник для исполнения во время облачения Константинопольского патриарха или других архиерея «Тя величаем, сущую Богородицу – Чистая, Всенепорочная, Нетленная Всесвятая», «Предстоящая у Креста» и «Согреших, исповедаюсь Тебе», на четвёртый плагальный глас – «Преславная, о Тебе» и «Тя, Приснодеву», «Юница тельца рождшая» на четвёртый плагальный глас. По крайней мере, одна из матим-богородичнов Георгия Редестского известна в настоящее время в обработке митрополита Германа – «Радуйся, Обрадованная» (первая половина XVIII в.). Кроме этих богородичнов к числу матим Георгию Редестскому принадлежит 15-сложник «Приидите, любящие зрелища» на первый глас (начало XVIII в.). Существуют мелодические варианты Георгия Редестского для стихов Песни Богородицы «Низложи сильныя – Восприят Израиля» на четвёртый плагальный глас и на первый плагальный глас (первая половина XVIII в.). Георгию Редестскому принадлежат также распевы: «Взбранной Воеводе» на первый и первый плагальный гласы, калофонического ирмоса «Разжжите пещь» четвёртого плагального гласа с кратимой митрополита Германа; кратим первого плагального, второго плагального и четвёртого плагального гласов. Мноиге песнопения Георгия Редестского в первой трети XIX в. были транскрибированы хартофилаксом Великой церкви Хурмузием в нотацию нового метода: «Тя величаем, сущую Богородицу», «Взбранной Воеводе» на первый плагальный глас и кратима четвёртого плагального гласа, пасапноарии, Песнь Богородицы, херувимские, «Ныне силы небесныя» и причастны.

 
PR-CY.ru