ГРИГОР ТАТЕВАЦИ

ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346–1409 гг.) – армянский философ, богослов, педагог, церковный деятель; святой Армянской Апостольской Церкви (память в субботу перед четвёртым воскресеньем Великого поста). Ученик Ованнеса Воротнеци, основателя Татевского университета, с 1390 г. – ректор этого учебного заведения. Оставил богатое научное наследие. Наиболее важные труды: «Книга вопрошаний» – своего рода философская и богословская энциклопедия армянского Средневековья, «Книга проповедей» («Зимний» и «Летний» тома), «Златочрев», «Толкование на Введение Порфирия», «Краткий анализ книги Давида Непобедимого», толкования книг Ветхого Завета и Нового Завета. Григор Татеваци разграничивает сферы знания и веры, защищая теорию двойственности истины. «Естественное познание» направлено на постижение мира, тогда как «благодатное познание» охватывает область веры и не должно вторгаться в область знания. Основой существования природы являются четыре богосозданных элемента – огонь, воздух, вода и земля, которые находятся в вечном круговращении и в своём «возникновении и уничтожении неиссякаемы, не умирают и не уничтожаются. Уничтожение одних вещей есть возникновение других... Элементы вечны благодаря этому круговороту». Познание природы необходимо для познания её Создателя; Его невозможно познать, но можно приблизиться к Его постижению через познание Его творения. Григор Татеваци не признавал врождённых знаний и добродетелей: «Душа разумного человека подобна неисписанной доске или чистому пергамену: что напишешь на ней, то она и воспримет». Высшей ступенью познания является разум, который, опираясь на результаты, добытые органами чувств, познаёт сущность вещи. «Наше знание следует за сущим, ибо сперва существует вещь и лишь затем – наше знание о ней». Разум, постигая в вещах их общие черты, группирует их в роды и виды. Вопрос о природе универсалий Григор Татеваци решает с позиций номинализма. Единичное, индивид «является предпочтительным, истинным и первичным сущим». Понятия рода и вида «образуются вследствие собирания индивидов, а при упразднении индивидов они упраздняются». Следуя Аристотелю, Григор Татеваци называет общие понятия «вторичными сущностями», существование которых зависит от существования первичных единичных вещей. Согласно Григору Татеваци, душа и тело возникают одновременно, и развитие души совершается по мере развития и роста тела, последовательно проявляя сперва «растительную», затем «животную», а на их основе – «разумную», высшую форму души. Церковно-политические взгляды Григора Татеваци характеризуют его как твёрдого защитника Армянской церкви, отстаивавшего её позиции в борьбе против католических миссионеров, проникших в Восточную Армению в 1320–1340 гг. В это же время армянскими униатами (сторонниками унии с Римом) были переведены на армянский язык труды Фомы Аквинского, Альберта Великого, Гильберта Порретанского и других католических философов. Эти сочинения были использованы Григором Татеваци в полемике с католическими проповедниками, а армянские читатели познакомились с европейской философской мыслью XIII–XIV вв. Аристотелизм Фомы Аквинского оказал определённое влияние на гносеологию и логику Григора Татеваци. Положительно восприняв философскую литературу Запада, Григор Татеваци отверг католическую теологию и догматику. Он возглавил борьбу за сохранение самостоятельности Армянской церкви, пресёк попытки униатов подчинить Армению Римскому престолу и выдвинул идею о перенесении обратно в Эчмиадзин резиденции армянского католикоса-патриарха из Киликийской Армении, попавшей под власть египетских мамлюков и под влияние папских эмиссаров. Эту идею через два десятилетия после смерти Григора Татеваци осуществили его ученики (Товма Мецопеци и др.), вернувшие престол католикоса в Араратскую долину, в Эчмиадзин, где он и пребывает в настоящее время. За годы руководства Татевским университетом и апракунисской монастырской школой Григор Татеваци, по свидетельству современников, воспитал свыше трёхсот учеников, ставших впоследствии видными деятелями армянской науки, литературы и церкви (Аракел Сюнеци, Матеос Джугаеци, Товма Мецопеци и др.). Армянская Апостольская Церковь причислила Григора Татеваци к лику святых.

 
PR-CY.ru