ГОСАЛА МАККХАЛИ

ГОСАЛА МАККХАЛИ – лидер антибрахманского религиозного течения адживикизм. Согласно джайнской «Бхагавати-сутре», он странствовал шесть лет с Вардхаманой Махавирой – проповедником джайнизма, но впоследствии стал одним из соперников джайнов и буддистов. Судя по данным из текстов Палийского канона, исследователи сделали вывод, что деятельность Госалы Маккхали приходилась на первую половину V в. до н.э. В основном фрагменте, посвящённом ему в палийской «Саманна-пхала-сутте», сообщается, что Госала Маккхали изложил своё учение царю Аджаташатру следующим образом: «...Нет ни основания, ни причины нечистоты живых существ: без основания и без причины становятся они нечистыми. Нет ни причины, ни основания чистоты живых существ: без основания и без причины становятся они чистыми. Нет ни собственного действия, ни чужого действия, ни человеческого действия, ни мощи, ни энергии, ни человеческой силы, ни усилия. Все существа, все одушевлённые, все вещи, все живые души лишены мощи и энергии и, будучи определяемы Необходимостью, «окружающей средой» и (собственным) бытием, испытывают удовольствие и страдание в (виде) шести классов (живых существ). Имеются 1 400 000 основных воплощений, и ещё 1600, и ещё 600… 8 400 000 больших мировых периодов, в продолжение которых и умные, и глупые, «круговращаясь», кладут конец (своим) страданиям. Потому нельзя сказать: «Посредством добродетели, обетов, аскезы или целомудрия я (добьюсь) вызревания невызревшей кармы или исчерпаю (до конца) вызревшую карму». (Дело обстоит) не так. Удовольствия и страдания отмерены как меркой, а перевоплощения исчислены: их нельзя сузить или расширить, увеличить или сократить. Умные и глупые, «круговращаясь», кладут конец (своим) страданиям (с той же необходимостью), как брошенный моток пряжи разматывается (до конца)». У этой речи Госалы Маккхали есть параллели с «Аппанака-суттой» и с «Сандака-суттой». Буддисты вложили в речь Госалы Маккхали всё, что они знали о его учении.

 



 
PR-CY.ru