ГЕЛАСИЙ, Геласин - Страница 2

Относительно имени Геласий исследователи также высказывают предположение, что оно является греческим эквивалентом сирийского имени Дахак (см. Вакх Новый). То, что христианские таинства часто служили предметом пародий мимов, отмечает Григорий Богослов (IV в.): «И мы стали общим посмешищем... без малого для всех дурных людей и во всякую пору, во всяком месте, на площадях и попойках... Уже и показывали нас со сцены, и, что я едва не плача говорю с разнузданнейшими людьми, нас высмеивали, и нет ничего веселого для слушающего или смотрящего, как христианин осмеивается». Исследователи полагают, что отголоски истории об обращении Геласия мима мы находим у Феодорита Кирского около 430 г.: «Слышал же я, что некоторые, кормившиеся от сцены, внезапно причислялись к страстотерпцам, и соделались достойными победы, и получили венцы, и после публичного исповедания отгнали демонов, которым были подвластны прежде». Однако контекст, в котором появляется эта фраза, представляет собой общие рассуждения Феодорита о том, что мученики Христовы были из людей разного социального положения и рода занятий. К истории Геласия мима больше имеют отношение слова Августина Блаженного о мимах в контексте обсуждения действительности таинства крещения, данного с притворством (cum simulatione). О возможности невольного принятия крещения Августин Блаженный говорит: «Следует также поразмыслить, должно ли признавать Крещение, которое принято тем, кто его не принимал». Учитывая, что в латинской агиографии есть похожий рассказ об обращении мученика Генесия Мима в Риме, также пародировавшего крещение и пострадавшего при Диоклетиане, сообщение Августина Блаженного, по мнению исследователей, скорее, должно относиться к нему, нежели к Геласию Илиопольскому. Однако, как отмечают современные исследователи К. ван дер Ворст и Ж. Норе, история Генесия Римского является не более чем переработкой истории об обращении Геласия Илиопольского. Кроме хроник есть сведения о Геласии миме в несколько более поздних византийских литургических памятниках, где этот мученик фигурирует под именем Геласий, а не Геласин, как у хронографов, но исследователи не сомневаются что речь идёт об одной и той же личности. Канон Геласию (до середины IX в.) сохранился в четырёх рукописях XI–XIII вв., найденных в Южной Италии.

 



 
PR-CY.ru