ГЕЛАСИЙ, Геласин

ГЕЛАСИЙ, Геласин (конец III в.) – мученик (память в Греческой церкви 27 февраля), пострадал в городе Илиополь в Сирии (Гелиополь, современный Баальбек, Ливан). Согласно самым ранним сведениям о мученике, которые находятся в «Хронике» Иоанна Малалы (VI в.), Геласий, названный здесь и в других памятниках до IX в. Геласином, пострадал в правление императора Максима Лициниана (по мнению исследователей, хронист смешивает Максимина Дайу (305–313 гг.) и Лициния (308–324 гг.) – двух правителей Римской империи). Геласий был вторым мимом, т.е. актёром, исполнявшим вторые роли, как правило шутовские, в небольших театральных представлениях пародийного характера. Однажды он изображал христианина, принимающего крещение. В эту минуту на него снизошла Божья благодать, и он уверовал во Христа. Тут же, в театре, Геласий исповедал себя христианином. Разъярённая языческая публика выволокла его за стены театра и забила камнями. Родственники похоронили мученика в его родной деревне Мариамма недалеко от Дамаска, где впоследствии был воздвигнут храм в его честь. Тот же рассказ о Геласии с некоторыми вариациями появляется в византийской «Пасхальной хронике» VII в. и коптской хронике Иоанна Никиуского конца VII в., сохранившейся в переводе на эфиопский язык. Составитель «Пасхальной хроники» делает уточнения относительно времени страдания мученика, исправляя неточную хронологию Иоанна Малалы и указывая, что Геласий пострадал при императоре Диоклетиане, в пятое консульство Максимиана Геркулия и второе Максимиана Галерия, т.е. в 297 г. Хотя хроника Иоанна Малалы сохранилась лишь в поздней редакции, исследователи считают маловероятным, что сообщение о мученике – позднейшая вставка (например, из «Пасхальной хроники»), т.к. в этом рассказе есть хронологическая неточность относительно начала IV в., свойственная Иоанну Малале. Остаётся неясным, пользовался ли он несохранившимся письменным памятником о мученичестве Геласия или опирался на устную традицию, бытовавшую в VI в. в Сирии. Несмотря на мнение В. Вайсмана, выступившего с критикой исторического существования Геласия Илиопольского, имя которого рассматривалось как описательное наименование профессии мима, рассказ об обращении мима и о его мученической кончине не является уникальным для византийской истории и литературы.

 



 
PR-CY.ru