ГРАТ

ГРАТ (V в.) – епископ города Августа Претория (современный Аоста, Италия), святитель (память в Западной церкви 7 сентября). В сане пресвитера весной 451 г. Грат присутствовал на Соборе в Медиолане (современный Милан) под председательством Медиоланского епископа Евсевия, на котором епископы Северной Италии поставили подписи под томосом папы Льва I Великого, стремившегося накануне четвёртого Вселенского собора заручиться поддержкой западных иерархов. Грат подписался от имени отсутствовавшего епископа Евстасия: «Я, Грат, пресвитер, направленный своим епископом церкви Августы Евстасием вместо него, со всем вышенаписанным согласился и подписался, провозглашая анафему тем, кто нечестиво мыслят о таинстве Воплощения Господня». В интерполированной версии «Мученичества св. Маврикия и Фиваидского легиона», созданной в середине VI в., упоминается об участии Грата в 470 г. вместе с епископом Генавы (современная Женева) Домицием и епископом Октодура (современный Мартиньи-Виль, Швейцария) Протасием в перенесении мощей одного из воинов Фиваидского легиона, мученика Иннокентия, чьи останки были случайно обретены в результате обвала подмытого водой берега реки Родан (современная Рона). Скончался Грат до 500 г., т.к. его преемник св. Иукунд, который, согласно местному преданию, был учеником святителя, присутствовал на Соборе 502 г. в Риме в поддержку папы Симмаха. День смерти Грата известен исследователям благодаря аутентичной эпитафии рубежа V и VI вв. на мраморной плите (ныне хранится в церкви св. Христофора в пригороде Аосты), обнаруженной в древнем некрополе Аосты, где в 1972–1973 гг. была открыта христианская церковь V в. В районе этого же некрополя находится построенная в V в. церковь апостола Петра и св. Урса, в которой хранились мощи Грата. В XIII в. они были перенесены в кафедральный собор Аосты, что послужило поводом для составления Жития святого, известного как «Великая легенда о св. Грате» («Magna legenda st. Grati»), автором которого, по мнению исследователей, был каноник кафедрального собора Аосты Иаков из Курии. Исследователи отмечают, что сочинение исторически недостоверно и изобилует анахронизмами. Подобный стиль работы с источниками, порождающий легенды, был характерен для итальянской агиографии XIII в. и отвечал вкусам эпохи, в угоду которым Иаков из Курии сделал из Грата лакедемонянина (спартанца), обучавшегося в Афинах. Содержание «Великой легенды...» впоследствии было переработано в богослужебных целях для аостского бревиария и в таком виде помещено в компендиум «Каталог святых Италии» (1613 г.). Память Грата впервые фиксируется в одном из миссалов XI в. В 1284 г. епископ Аосты Николай I Берсатори провозгласил святителя покровителем города. Мощи Грата с 1458 г. хранились в серебряной раке, украшенной 11 скульптурными изображениями и рельефом в виде креста. Культ Грата с XIII в. был распространён и в области Савойя (Южная Франция), где он почитался как покровитель сельского хозяйства: ему молились при засухе, устраивая процессии с мощами. В иконографии до появления «Великой легенды...» Грат представлен в традиционном святительском одеянии: печати епископов Аосты Иакова (1215 г.) и Бонифация (1219–1243 гг.). С конца XIII в. Грата, как правило, изображают с главой Иоанна Предтечи в руках.

 
PR-CY.ru