ГОРНЯК

ГОРНЯК – женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Браничевской епархии Сербской православной церкви; до XVIII в. именовался Ждрело – по названию ущелья, в котором находится, на левом берегу реки Млава, между Петровацем и Жагубицей. Основание монастыря связано с именем Григория Нового, построившего здесь в 1378 г. церковь во имя Николая Чудотворца; князь Лазарь дал ему грамоту на основание монастыря в честь Пресвятой Богородицы, пожаловав обители 15 сёл; Печский патриарх Спиридон грамотой от 16 мая 1379 г. (?) возвёл монастырь в статус ставропигиального (обе грамоты сохранились в поздних копиях). В турецких источниках Горняк упоминается с 1530–1540 гг. В этот период в монастыре проживали шесть–семь насельников. Согласно надписи на одной из книг, 29 декабря 1629 г. Горняк посетил Печский  патриарх Паисий (Яневац). Во время Австро-турецкой войны монастырь был разрушен, но сразу же после заключения Пожаревацкого мира в 1718 г. игумен Максим начал его восстановление и открыл при нём школу. В 1788 г. монастырь был сожжён турками, но жизнь в нём не прекратилась. В 1815 г. братия монастыря во главе с игуменом Досифеем (Новаковичем; с 1834 по 1854 гг. – епископ Тимокский) участвовала в восстании князя Милоша Обреновича. При этом игумене было начато строительство нового соборного храма. В 1914 г., во время Первой мировой войны, болгары вывезли из монастыря все ценные предметы, а также два колокола. В начале Второй мировой войны немцы разграбили и сожгли обитель; игумен Мардарий (Здравкович) умер в 1942 г. в концлагере. При проведении аграрной реформы в Сербии (1946) Горняк был отнесён к четвёртой категории монастырей, и ему было отведено 10 га пашен и 10 га лесных угодий. Обновление Горняка в 1953 г. начал иеромонах Василий. В 1990 гг. монастырь был обращён в женский. Главная церковь монастыря была возведена в 1820–1830 гг. на фундаменте первоначального храма (последняя треть XIV в.). Трёхнефная однокупольная церковь построена из известняка (отштукатурена) в традициях моравской школы. С западной и южной сторон к основному объёму храма пристроены галереи (1847 г.), с западной стороны возведена двухъярусная колокольня. Среди особенностей храмовой росписи (1847 г.) – изображение Христа Доброго Пастыря, несущего на плечах вместо традиционного для этой иконографии агнца человека; на северной столпе – портрет князя Лазаря. Два напрестольных образа написаны в 1839 г. художником Живко, остальные иконы выполнены Слободаном Павловичем и Милисавом Йовичем в 1937 г. Резной иконостас сооружён в 1935 г. мастерами Т. Плебзевым и П. Матичем. О древней росписи монастыря (около 1380 г.), не сохранившейся в главном храме, исследователи судят по уцелевшим фрагментам (не расчищены) в маленькой церкви Николая Чудотворца, расположенной в скале над монастырём. Небольшие по размерам композиции Двунадесятых праздников на южной и западной стенах, фигуры святых в рост сохраняют связь с традициями балканской живописи середины XIV в. Однако при всей чёткости рисунка, точности пропорций, продуманной моделировке объёмов роспись, по мнению исследователей, лишена композиционного и колористического единства. К церкви святителя Николая примыкает келья преподобного Григория, где он приготовил место для своего захоронения. Мощи святого в XVI–XVII вв. из-за угрозы уничтожения турками несколько раз переносились из монастыря в монастырь и в XVIII в. были возвращены в Горняк. С начала Второй мировой войны до 1953 г. они находились в соборном храме в Пожареваце, в настоящее время рака с мощами пребывает в церкви святителя Николая. Из братии Горняка вышли такие сербские иерархи, как епископ Себишско-Вршацкий Моисей (Станоевич), епископ Браничевский Савва (Андрич, 1991–1993 гг.). Монастырю посвящены произведения многих сербских авторов, например, стихотворения «Путь в Горняк» и «Ночь в Горняке» Дж. Якшича.

 
PR-CY.ru