«GAUDIUM ET SPES» - Страница 9

Называя человека «творцом, сосредоточием и целью всей экономической и общественной жизни», конституция призывает поддерживать технический прогресс и развитие производства, главной задачей которых является «служение человеку, и притом человеку во всей его полноте», что с необходимостью ставит их в зависимость от нравственных норм. Однако каждый человек сам должен непосредственно участвовать в экономическом развитии своей страны, не допуская концентрации экономических «рычагов» в руках небольшой группы людей, а в странах с низким уровнем развития – удерживания богатств вместо их экономического оборота. Для достижения необходимого социального равновесия и устранения чрезмерных экономических и социальных отличий конституция признаёт необходимость аграрных реформ (помощь государства крестьянам), ликвидацию всякой дискриминации по отношению к рабочим из иных регионов или стран, предоставление каждому возможности трудиться так, чтобы он мог совершенствоваться в процессе труда, чтобы у него было достаточно времени для отдыха и участия в семейной, культурной, общественной и религиозной жизни. Признаётся право трудящихся на учреждение профсоюзов, содействующих организации экономической жизни и разрешению конфликтов, а также право на забастовку как на крайнее средство защиты их прав. В конституции зафиксирован отход от традиционной точки зрения католической церкви на частную собственность как на священный институт и впервые признаётся законность не только частной, но и государственной и общественной форм собственности, поскольку блага предназначены всем людям, допуская при этом национализацию частной собственности при «справедливой компенсации» и её экспроприацию «согласно требованиям общего блага и в его пределах». Касаясь проблем современной общественной жизни, GS вновь излагает требование соблюдения прав человеческой личности, в том числе прав на свободу собраний, объединений, выражения политических мнений и исповедания любой религии, и осуждает те политические порядки, при которых создаются препятствия плюрализму воззрений и верований. Объяснение необходимости внешней власти, связанное в соответствии с традиционным католическим учением с понятием «общего блага», дополнено в GS представлением о власти как о нравственной силе.

 



 
PR-CY.ru