«GAUDIUM ET SPES» - Страница 8

Констатируя, что Собор не может предложить конкретных решений по большей части проблемных вопросов, касающихся семьи и брака и нуждающихся в более тщательных исследованиях, папа Павел VI передал их рассмотрение комиссии по проблемам населения, семьи и рождаемости. Впоследствии положения GS о браке получили развитие в энциклике папы Павла VI «Humanae Vitae» (1968 г.), а также в воззвании «Familiaris Consortio» (1981 г.) и энциклике «Evangelium Vitae» (1995 г.) папы Иоанна Павла II. Формулируя католические основы культуры, документ акцентирует внимание на её необходимости для подлинного и полного становления человеческой личности. В условиях стремительного развития современной культуры, появления её новых форм (например, массовой культуры), возросшего культурного обмена между народами, возрастающей раздробленности научных дисциплин и сохраняющейся «элитарности» культуры, остающейся закрытой для широких слоёв общества, конституция признаёт необходимым сохранение и сбережение культурных традиций прошлого, выработку синтеза научного знания и распространение культуры, подчёркивая «справедливую свободу» и «законную автономию человеческой культуры, и прежде всего – наук». При этом GS допускает свободу в поиске истины, выражении мнений и занятии любым искусством при условии соблюдения нравственного порядка и общей пользы. В конституции излагаются основные принципы «инкультурации», т.е. приспособления современных форм культуры, а также культур различных народов и цивилизаций к учению и богослужебной практике католической церкви, – изложение вероучения богословами своим современникам при помощи последних исследований и открытий в естественных и гуманитарных науках; использование достижений мирских наук (главным образом, психологии и социологии), литературы и искусства в пастырской практике; привлечение новых форм искусства для богослужебных целей и храмового зодчества. Особое внимание пастырской конституции к социально-экономической стороне современной жизни способствовало появлению новых положений в социальной доктрине католической церкви. В числе наиболее острых проблем GS отмечает чрезмерную зависимость жизни людей от экономики, неравномерное распределение благ и социальное неравенство, экономические противоречия между странами в мировом масштабе.

 



 
PR-CY.ru