«GAUDIUM ET SPES» - Страница 7

Взаимоотношения церкви и мира рассматриваются в пастырской конституции с четырёх позиций: помощи церкви каждому человеку, заключающейся в раскрытии тайны домостроительства Божия, в котором сохраняется «справедливая автономия» человека; признавая всё положительное, что содержится в современном социальном динамизме, и, прежде всего, стремление к единству, к гражданскому и экономическому объединению, церковь видит свою роль в том, чтобы благодаря своей вселенскости объединить «сынов Божьих»; помощи людям в их деятельности, оказываемой церковью через христиан, распространяющих христианскую весть по всему миру (в этом участвуют как клир, так и миряне): уже сам христианский взгляд на вещи может подсказать человеку правильное решение; помощи, принимаемой церковью от современного мира (результаты научного процесса, сокровища культуры). Во второй части GS переходит к насущным проблемам, стоящим перед родом человеческим, которые обосновывает богословие первой части. Католическая церковь считает основной задачей брака деторождение, хотя придаёт большое значение самому брачному союзу, и в этом GS следует традиционному взгляду. Однако конституция подчёркивает и другие аспекты брака: «характер этого нерасторжимого союза между личностями», взаимную супружескую любовь, помощь и поддержку супругами друг друга. Поощряя многодетность, GS признаёт, что некоторые условия современной жизни препятствуют (хотя бы временно) увеличению числа детей в семьях, а прекращение интимной супружеской близости чревато опасностью для верности супругов, поэтому, осуждая «бесчестные решения этих проблем» (прежде всего, аборт и детоубийство), конституция допускает планирование деторождения, основанное на «объективных критериях, почерпнутых из природы личности и её поступков», т.е. на знании тела и ритмов его плодоносности. При этом конституция признаёт, что «в силу неотъемлемого права человека на брак и порождение потомства решение относительно числа детей в семье зависит от разумного суждения родителей и никоим образом не может быть передоверено суждению общественной власти». Призвав учёных (биологов, медиков, социологов и психологов) к совместным исследованиям различных условий, «благоприятствующих достойному и упорядоченному деторождению», GS обращает внимание на необходимость постоянного просвещения людей по вопросам достижений научного прогресса в области «методов, способных помочь супругам регулировать число детей, если такие методы подверглись тщательной проверке и если было установлено, что они отвечают нравственному порядку». При этом не должно быть противоречия с «Божественными законами о передаче жизни» (православная церковь не признаёт возможной концепцию регулируемости рождаемости).

 



 
PR-CY.ru