«GAUDIUM ET SPES» - Страница 3

Центральной темой документа объявляется «человек в его единстве и полноте, с телом и душой, с сердцем и совестью, с разумом и волей». Сохраняя в целом традиционную для католической антропологии позицию в отношении образа Божия в человеке и «состава» человека, GS вводит новый аспект в учение о человеке как о личности (persona humana), наделённой исключительным достоинством, всеобщими и неприкосновенными правами и свободой от какого-либо внешнего принуждения или слепого внутреннего побуждения. Важной составляющей человеческой личности является совесть – «самое потаённое ядро человека, его святая святых, где он остаётся наедине с Богом, Чей голос звучит во глубине души». Человек – «единственное на земле творение, которое Бог пожелал создать ради него самого», он – центр и вершина всего, что существует на земле. Главным обоснованием такого «христианского антропоцентризма» в GS является идея, в своей основе восходящая к Пьеру Тейяру де Шардену, заимствованная у него К. Ранером и архиепископом К. Войтылой и внесённая ими в проект пастырской конституции: Христос «через Своё воплощение некоторым образом соединился с каждым человеком», поэтому «пасхальная тайна» воскресения Христова, Искупление и спасение открыты не только христианам, но и всем людям «доброй воли, в сердцах которых незримо действует благодать». GS призывает всех «твёрдо верить, что Святой Дух даёт всем возможность приобщиться этой пасхальной тайны вéдомым Богу образом». Дальнейшее развитие этого положения в энциклике папы Иоанна Павла II «Redemptor Hominis» (1979 г.) продолжило выработку современным католическим богословием новых аспектов христологии и сотериологии. Христология, изложенная в GS, находится в тесной взаимосвязи с антропологией конституции: в ней делается акцент на человеческой стороне Личности Господа Иисуса Христа, пожелавшего стать «причастником человеческого бытия». В Своём воплощении Христос открывает каждому человеку высочайшее призвание человеческой личности. «Всякий, кто следует Христу, совершенному человеку, и сам в большей мере становится человеком». В христологии GS также прослеживается влияние П. Тейяра де Шардена, выразившееся в представлении о Христе как о «цели человеческой истории, конечной точке, к которой устремляются чаяния истории и цивилизации». Своей человеческой жизнью Христос освятил человеческие отношения, «прежде всего, семейные, из которых возникают человеческие связи». Его солидарность с бедными и обездоленными проявлялась на протяжении всей Его земной жизни, «жизни труженика Своей эпохи и Своего края». Христос, именуемый апостолом «Первородным между многими братьями» (Рим. 8:29), открыл путь любви всем людям, ожидая от них достижения всеобщего братства, и основал новое братское общение на земле – церковь. Экклезиология (как и христология конституции) находится во взаимосвязи с учением о человеке.

 



 
PR-CY.ru