«GAUDIUM ET SPES» - Страница 11

В качестве действенного механизма для разрешения глобальных конфликтов и проблем GS указывает на различные международные организации, способствующие делу мира и помогающие находить гражданам и народам мира «всеобщее благо», особенно в сфере экономики и демографического роста. Изложенные в пастырской конституции вероучительные положения и практические рекомендации получили широкий общественный резонанс и повлияли на существенные изменения внутри современного католицизма. По своей сути, многие положения GS ознаменовали отход католической церкви от традиционных для неё антропологии и социального учения, что было отмечено противниками данного документа ещё во время его рассмотрения на втором Ватиканском соборе. По мнению одного из лидеров соборных «интегристов» архиепископа Марселя Лефевра, вдумчивое изучение документа «О Церкви в современном мире» открывает, «что редакторы этой схемы не имели духа католической веры. В ней можно обнаружить, по крайней мере, в скрытом виде, все либеральные и модернистские идеи». Сам факт того, что в проект конституции открыто помещались идеи П. Тейяра де Шардена, труды которого были осуждены и запрещены Верховной Конгрегацией Sanctum Officium в 1962 г., вызывал возмущение соборных «интегристов». Современные католические теологи признают, что изложенные в GS позиции действительно разительно отличаются от положений традиционного католического учения, представленного в энцикликах Римских пап XIX и начала XX в., особенно в энцикликах «Quanta cura» с приложением «Syllabus errorum» (1864 г.) папы Пия IX и «Pascendi Dominici gregis» (1907 г.) папы Пия X. Проведя общее рассмотрение текста конституции, кардинал Йозеф Ратцингер (в дальнейшем – Римский папа Бенедикт XVI) отмечал, что «можно было бы сказать, что он (в совместном прочтении с текстами о религиозной свободе и о мировых религиях) является ревизией «Силлабуса» Пия IX, своего рода «анти-Силлабусом»... в той мере, в которой он представляет попытку официального примирения Церкви с таким миром, каким он стал после 1789 г.». Этим объясняется неприятие и постоянная критика пастырской конституции в католическом традиционализме, который выделяет в ней натурализм, сводящий цель человеческой жизни к улучшению её земного состояния, а не к спасению; чрезмерный антропоцентризм; ложный гуманизм, превращающий католическую религию из средства спасения в своеобразное духовное руководство для строителей «нового мирового порядка» на земле; модернизм – попытку приспособить церковь к нуждам современного мира.



 
PR-CY.ru